20 июля было произведено покушение на Гитлера и на его ближайшее и непосредственное окружение. В связи с этим покушением в ночь на 21 июля германское радио передало ряд выступлений виднейших нацистских главарей. С заявлениями по радио выступили сам Гитлер, адмирал Дениц, Геринг. Лейтмотивом всех этих выступлений было требование полного подчинения как немецкой армии, так и немецкого тыла гитлеровскому правительству. Эти выступления гитлеровских главарей разоблачили, что покушение на Гитлера вовсе не представляется какой-либо изолированной вспышкой антигитлеровской борьбы, а является одним из звеньев широкого военного заговора, организованного немецкими генералами и офицерами, заговора, ставящего себе, по-видимому, определенные политические цели.

В своем выступлении Гитлер прежде всего стремился уверять, что покушение на него является делом рук небольшой группы офицеров. Однако Гитлер тут же приводил перечень мероприятий, предпринятых его правительством в целях борьбы против заговора. Из этих мероприятий явствовало, что заговор охватил значительно более широкие круги, чем это пытался представить Гитлер. Гитлер об'явил об образовании в Германии специальной «внутренней армии» и о назначении командующим этой армией обер-палача Гиммлера. Гиммлеру предоставлены самые широкие полномочия для расправы с движением, направленным против гитлеровского правительства. Гитлер заявил, что он приказывает, чтобы ни одна гражданская и ни одна военная инстанция-от солдата и до командующего - не смела выполнять каких-либо приказаний, исходящих от заговорщиков. Гитлер заявил также, что он приказывает немедленно арестовывать и расстреливать всякого, кто распространяет указания заговорщиков. Таким образом, в своей речи Гитлер признал наличие не только организующего центра заговорщиков, но и наличие разветвленной периферийной организации заговора.
Гросс-адмирал Дениц, командующий германским военно-морским флотом, призывал матросов и офицеров флота оставаться верными Гитлеру и внимать только его приказам.
Командующий воздушными силами Германии Геринг обратился к личному составу германской авиации с воззванием, в котором признавал, что в заговоре участвуют германские генералы, образовавшие новое имперское правительство, что это правительство в своих приказах и воззваниях требует от германской армия населения Германии полностью встать на его сторону. Сделав эти признания, Геринг, в свою очередь, потребовал от германской авиации слушать только его, Геринга, приказы. Геринг об'явил о создании специальной полицейской внутригерманской авиации под командованием генерал-полковника Штумпфа. Назначение этой авиации - поддерживать «внутреннюю армию», руководимую Гиммлером. Совершенно безапелляционно Геринг в своем воззвании призывает расстреливать всех офицеров и солдат, а также всех гражданских лиц, которые поддерживают заговорщиков или пытаются установить контакт с солдатами, офицерами и населением в целях привлечения их на сторону заговорщиков.


Характер принятых гитлеровским руководством мероприятий- создание «внутренней армии» Гиммлера, полицейской авиации и т. п.-свидетельствует, что события в Германии приняли характер острой внутренней борьбы.

В связи с этим обращает на себя внимание переданное вчера утром стокгольмским радио сообщение немецкого подпольного радиопередатчика «Атлантик». Согласно этому сообщению, в Германии образовано новое правительство, в состав которого входят - генерал-фельдмаршал Кейтель, генерал-полковник Фромм, генерал-фельдмаршал фон Браухич, генерал-полковник Гальдер и генерал-фельдмаршал фон Бок. Перечисленные генералы обратились к германскому народу с воззванием, в котором оповещают о создании нового правительства. В воззвании указывается, что новое правительство поддерживают генералы, командующие различными соединениями армии, а также ряд командующих гарнизонами в различных городах Германии.
Далее в передаче «Атлантик» констатируется, что во всех частях Германии и на оккупированной ею территории произведены многочисленные аресты как от имени нового правительства, так и от имени Гитлера.
Несколько позже тот же радиопередатчик «Атлантик» сообщил, что заговорщиками захвачено помещение штаба верховного командования германской армии. Отрядами заговорщиков в помещении штаба командует майор Амай, шурин генерал - фельдмаршала фон Браухича. Амай с группой офицеров арестовал генерал-полковника Цейцлера, начальника генерального штаба армии. Это утверждение радиопередатчика «Атлантик» находит себе подтверждение в заявлении самого Гитлера о назначении генерала Гудериана на пост, ранее занимавшийся Цейцлером.
По признанию радиопередатчика «Атлантик», Гиммлеру «не удалось ликвидировать новое германское имперское правительство. Ни у Гитлера, ни у его ставки еще нет полной ясности представлений относительно дальнейшего развития событий. Не ясна позиция, занимаемая воинскими частями и видными фронтовыми генералами. В связи с этим положением считается возможным, что и другие генералы примкнут к антигитлеровскому движению».
В самый последний момент гитлеровское агентство - германское информационное бюро-распространяло утверждение, будто «в течение 6 часов с момента возникновения» мятеж генералов подавлен. Однако, это утверждение находится в резком противоречии с сообщением радиопередатчика «Атлантик», согласно которому на аэродроме Флаксфельд, личный пилот Гитлера полковник Пауль Койте держит наготове один из крупных четырехмоторных самолетов с полным запасом бензина; в прошлом году самолет такого типа совершил беспосадочный полет на расстояние в 10 тысяч километров.
Таким образом, все имеющиеся для об'ективного рассмотрения сведения показывают, что события в Германии приняли весьма острый оборот. Совершенно очевидно, нынешняя Германия живет под знаком вскрывшегося политического кризиса. Под влиянием новых тяжелых военных поражений гитлеровской Германии этот кризис вылился в открытое выступление части германского генералитета и офицеров против гитлеровской правящей клики. Не только наиболее дальновидным деятелям, но и рядовым офицерам германской армии становится ясным тот тупик, в который Гитлер завел Германию.
Ход событий показывает, что независимо от того, удастся на сей раз или не удастся Гитлеру подавить восстание, то, что уже произошло в Германии, создает новую глубокую трещину во всем гитлеровском здании и послужит фактором, способствующим его крушению.
H. БОДРОВ.