Молодая, неугомонная поэзия нашего земляка, коренного уральца и, по собственному признанию Василия Каменского, — «пермяка—соленые уши», никогда не была поэзией краевой, местной. Но аромат уральской природы, черты уральского характера, дух камской широты и простора всегда присутствуют в его стихах. А творческие интересы его разнообраэны. Он обращается в наиболее крупных и значительных своих произведениях к истории нашей Родины, к крестьянским восстаниям Разина, Пугачева, Болотникова, к сибирскому походу Ермака. В последние годы его все больше и чаще привлекает к себе пафос строительства нашего советского государства с его широтой и размахом, а теперь, в дни великой Отечественной войны — тема защиты Родины (стихи «Победа будет за нами», «Сталин с нами и в нас» и др.). Наконец, с первых шагов творческого пути, который исчисляется уже больше, чем тридцатью пятью годами, Каменский не перестает любовно и восторженно воспевать свой родной край — Урал, Каму, Прикамье с их природой, с их людьми.

Родился Василий Васильевич Каменский 18 апреля 1884 года на одном из камских пароходов и все детство свое провел в Перми, на берегу Камы. Это наложило сильный отпечаток на наклонности будущего поэта, певца Камы и Урала, как часто зовут его. В известной степени эта оценка верна. Каменский всегда и безраздельно влюблен в свой родной край, в Урал, в Каму, и им отводится много места в его творчестве. Но Каменский далеко не ограничивается воспеванием красот уральской природы и камского простора. Такие стихи его, как «Поэма о Каме», «Каменка», «Урал», «Камгэс», поэма «Медвежий ров»—о превращении уральской деревни в колхоз «Сталинский путь», об изменениях в экономике деревни, об изменениях в психологии крестьянина, а в то же время такие лирико-созерцательные стихи, как «Разговор с миром», «Зажигатель планет», «Осень червонная», «Гимн 40 летним юношам», «Родина счастья», «Юность советская» и другие — все это лишь одна часть его творчества. Все это —лишь одна тема, рожденная любовью к родному краю, к родине.

Другая тема творчества Каменского—тема крестьянского восстания. C большой поэтической силой показывает он в своих произведениях этого плана—«Степан Разин», «Емельян Пугачев», «Иван Болотников»—стихию крестьянского восстания, столь близкую творческому лицу самого поэта, его давнему и постоянному, идущему еще из дооктябрьского периода творчества, стремлению пробиваться в будущее, лететь «на великий пролом». В этих больших поэмах он создает сильные, впечатляющие образы вождей крестьянской вольницы, наделяя их подчас чертами богатырей русских—так широки они так сильны они физически и духовно, так любят они свой народ и ненавидят его угнетателей, так тесно они связаны с русской землей, с ее народом.

В «Степане Разине» особенно сильна лирическая струя. Образ Разина—это олицетворение вольности духа вообще, вольнолюбия вообще. В поэме силен песенно-ораторский, если так можно выразиться, элемент. Она насыщена, пропитана призывом к борьбе за вольность. Недаром есть в ней призыв, который явно созвучен с современным ее выходу в свет (1912 год) началом нового под'ема революционного движения, наступившего вслед за эпохой реакции и спадом революционной волны после поражения революции 1905 года.

Поэт восклицает:

И сегодня, вполоте волнений,
вспоминая Степана привычку,
Станем праздновать тризну
гонений,
Распевая: Сарынь на кичку…
Станем сердцем заклятвенным
биться
За весеннюю долю.
А ежели пить, никогда
не напиться
За народную волю.

Поэма эта, как известно, была восторженно принята революционно настроенной молодежью и в то же время вызвала ожесточенные нападки на ее автора со стороны реакционной критики.

В «Емельяне Пугачеве», пожалуй, самом сильном произведении Каменского, при сохранении лирического характера поэмы, в каждой строке которой чувствуется автор его отношением к описываемому, при сохранении высокого пафоса в воспевании казацкой, народной вольницы, при общем эпическом ее характере, налицо и значительный бытовой элемент, тесно вплетенный в общую ткань поэмы. Много места отводится в поэме описаниям уральских заводов, свадьбы Пугачева и т. д. Яркими красками рисует он в главе «Пожар» взрыв народного возмущения против господ, бунтарский дух народный, готовность тех, кто собирается под знамена Пугачева идти на штурм помещичьего произвола, помещичьего господства.

И когда читаешь:

Эй, люд!
Бабы!
Дети!
Крепостные!
Деревенские!
Лесные!

Весь обиженный народ,
Собирайся в злой поход!
Шуми!
Галди!

Надо в матушку Расеюшку
Насовать нам пугачей,
Чтоб крестьянскую затеюшку
Разуважить пошибчей! —

то не знаешь даже, от чьего имени идет этот призыв—от имени ли народной массы, от имени ли автора. Впрочем, это постоянное свойство, поэтическая особенность Каменского. Действующие лица его произведений весьма тесно связаны с авторскими мыслями. Это, казалось бы, слабая сторона творчества, так как образы, создаваемые Каменским, постоянно носят в себе черты творческой индивидуальности их автора. Но у Каменского это и сильная сторона творчества, так как все его стихи, все его поэмы, в том числе и эпического склада, — глубоко лиричны, идут от авторского нутра, a потому искренни и убедительны. В главе «Свадьба» дано чудесное описание свадьбы со всеми подробностями, почти этнографическими, с причитаниями невесты и свах, великолепными по языку. Глубоко волнующи главы «Предательство» «Казнь». «Емельян Пугачев»- поэма большого эмоционального воздействия и крупных художественных достоинств.

Большой интерес представляет «Иван Болотников», как бы третья часть трилогии о вождях крестьянских восстаний. По общему характеру, по чертам, какими наделяется герой произведения, —та же любовь к родной земле и связь с ней, желание ей славы и радостной жизни,—к трем перечисленным поэмам при мыкает и новая, неопубликованная еще целиком поэма «Ермак Тимофеевич».

Поэтический багаж Каменского достаточно велик. Здесь и большое количество лирических стихов и поэм, и исторические поэмы, и романы в прозе (первое изданное отдельной книгой произведение его «Землянка», «Стенька Разин», «Пушкин и Дантес» и др.). Здесь и целый ряд пьес, среди которых первая советская агитационно-производственная пьеса «Паровозная обедня», и первая советская историко-зеволюционная пьеса «Разин». Здесь и литературно биографические и автобиографические произведения—«Жизнь с Маяковским», «Путь энтузиаста» и другие, и приключенческая повесть («27 приключений Хорта Джойса»).

Нетрудно, однако, заметить, что все, что пишет Василий Васильевич Каменский, об'единяется одним общим качеством, свойством — исключительным жизнелюбием, огромной, никогда не оставляющей его жизнерадостнюстью, страстной любовью к Родине, к «Матушке Рассеюшке». Правильно называет он себя энтузнастом, ибо Каменский — поэт-оптимист, поэт радостей жизни, к завоеванию которых зовут его стихи, своеобразные по строю своему, по языку, очень индивидуальному, а в то же время имеющему своими истоками народный язык, в большой степени уральский.

Своеобразие таланта Каменского—в его темах, в его свежих образах, в его слове, над которым работает он с первых шагов поэтической деятельности. Начав работать нал словом, часто играя им, чутко прислушиваясь к его звучанию еще со времени, когда он был одним из зачинателей и создателей русского футуризма, он не прекращал и не прекращает работать над словом и позже, давно уже освободившись от футуристических теорий, найдя свое индивидуальное поэтическое лицо и выйдя на столбовую дорогу советской поэзии, на путь социалистического реализма.

Есть и еще одна примечательная особенность поэзии Каменского. Его стихи надо читать вслух. Больше того, выработанная им музыкальность стиха требует часто даже напевности при их произнесении. Верно указывал А. В. Луначарский в статье, посвященной 25 летию литературной деятельности поэта, что «Василий Каменский—поэт из породы мейстерзингеров, на манер французских недавних шансонье. Это — полудраматический, полумузыкальный исполнитель своих собственных «песен».

Несмотря на тяжелую болезнь, он и сейчас продолжает работу над большой поэмой «Сталин», продолжает творить во имя победы над врагом, пишет стихи на темы Отечественной войны.

И грядущий наш путь
Торжеством наполняет
Закаленную грудь.
Опрокинет врага
Красной Армии сталь...
Не изменит рука
И ясна наша даль, —

говорит он в одном из стихов.

Песни стихи Каменского заражают бодростью, поднимают дух, зовут к энергичной жизнедеятельности, прославляют великую Советскую Родину, славят грядущую победу. В этом большая за слуга поэта.