Лысьвенские были
(От собственного корреспондента «Звезды»)
Н. Оренштейн.
г. Лысьва
Не так давно на Лысьвенском металлургическом заводе занялись переселением молодых рабочих из одного общежития в другое. Десятки людей шли на новое местожительство с надеждой, что наконец-то, они смогут проводить свой заслуженный отдых в просторных, чистых, благоустроенных комнатах. Но ожидания молодёжи не сбылись. В Ленинском посёлке молодые рабочие три дня тщетно искали комендантов, чтобы узнать, где им разместиться. А вместо культурных общежитий, увидели копию тех, в которых жили прежде: скверно побеленные стены, теснота, койки в два яруса, немытые полы. Наибольшее разочарование постигло тех, кто попал в общежитие № 11. В этом ветхом, грязном помещении, где на одного человека приходится один квадратный метр площади, и по поводу которого уже трижды составлялся акт о его закрытии, на ребят набросились полчища клопов. Свыше недели люди, самоотверженно трудившиеся на заводе, вынуждены были спать на голых нарах.
Приведённый эпизод вовсе не случаен. Он только наглядно свидетельствует о том, как поставлено бытовое обслуживание рабочих Лысьвенского завода, особенно молодёжи, как заботятся о их насущных нуждах.
Не случайно на состоявшейся общезаводской профсоюзной конференции, обсуждав-шей вопрос о быте, выступившие делегаты — пожилые люди — с болью и возмущением рассказывали, в каких условиях находится молодёжь завода. Около тысячи молодых рабочих живёт в общежитиях. Но что это за общежития?! Скученность усугубляется двух-ярусной системой нар. Клопы буквально заедают жильцов, и «отдых» только изнуряет людей. Анти-санитарное состояние общежитий не поддаётся описанию. Воспитательная работа среди молодёжи поставлена плохо. Нередки случаи, когда молодым рабочим вообще негде жить, и они ночуют около мартеновских печей.
Насколько пренебрежительно относятся руководители завода к насущным бытовым нуждам рабочих, показывают слова делегатов конференции.
- В посёлке имени Дзержинского, где живут многосемейные рабочие, - сказал тов. Базунов, - дома не ремонтируются в течение многих лет, а посёлок превратился в болото из нечистот и помоев.
- Где могут вымыться рабочие посёлка имени Орджоникидзе? - спрашивает тов. Скрябин. - Ведь, в бане посёлка вода набирается из самовара, тазов нет, а грязь там такая, что больше перепачкаешься, чем помоешься.
Дополняя друг друга, делегаты заявляли, что в сапожные мастерские завода люди опасаются сдавать обувь, так как после ремонта она разваливается. Молодые рабочие вынуждены постоянно ходить в грязном белье, либо отдавать паёк хлеба частной прачке, потому что прачечные завода(кстати сказать, с достаточной пропускной способностью) отказываются их обслуживать. Во многих столовых надо стоять часами в очереди. Инвалиды Оте-чественной войны и больные рабочие не имеют возможности питаться, ибо решение о соз-дании для них столовой вне черты завода не выполнено...
Будут ли рабочие нынешней зимой обеспечены дровами? - тревожно спрашивали почти все делегаты. Они вспоминали, как в прошлом году из-за безобразной заготовки дров дошло до того, что людям приходилось ломать постройки, чтобы топить печи.
Тревога делегатов не напрасна, ибо, как спокойно констатировал в своём докладе зам. директора по быту тов. Быстрых, из 9 тысяч кубометров дров и 5 тысяч тонн каменного угля пока завезено... 110 кубометров дров и 500 тонн угля.
Следует заметить, что на конференции не предъявлялись какие-либо непомерные требования к руководству завода. Делегаты говорили о самых насущных, самых неотложных бытовых нуждах рабочих и служащих, которые не так уж трудно удовлетворить. Тем более поражает то равнодушие, с которым откликнулись руководители завода на эти запросы. Заместитель директора по быту тов. Быстрых в своём докладе очень много и подробно перечислял, сколько починено водосточных труб, но очень бегло рассказал о более серьёзных недостатках, пытаясь нарисовать картину благополучия. Докладчик победно приводил цифры перевыполнения плана по ремонтам, заявил, что очень многое сделано по переоборудованию молодёжных общежитий. Но приводившиеся факты начисто опровергли многие выводы докладчика. Если взглянуть в любое «переоборудованное общежитие», то оказывается, что оно также неприглядно, как и раньше. Давно можно было ликвидировать переуплотнён-ность общежитий, если бы на заводе во-время реализовали полтора миллиона рублей, отпущенных на строительство двух с половиной тысяч квадратных метров жилой площади. Только за первое полугодие 1944 года должно было быть сдано в эксплоатацию 1400 квадратных метров новой площади, а не сдано ни одного метра (!?!)
Точно так же, как и зам. директора по быту, ничего путного не сказали на требования делегатов начальник ОРС'а тов. Шубин, начальник жилищно-коммунального отдела тов. Шуплецов и другие. Между тем, этим товарищам не мешало бы поучиться у тех, кто занимая меньшие посты, чем они, проявляют подлинно большевистскую заботу о людях. Сумел же начальник цеха тов. Оборин превратить молодёжное общежитие № 3, считавшееся раньше на заводе самым худшим, в образцовое. Коллектив цеха провёл переоборудование общежития, а начальник цеха лично подобрал штат работников, которые хорошо заботятся о жизни и отдыхе жильцов. Начальник другого цеха тов. Тимохов отлично проводит заготовку дров.
К сожалению, таких примеров можно привести немного. Общее положение с бытовым обслуживанием рабочих говорит о том, что у руководителей завода притупилось чувство ответственности, что они не видят или не хотят видеть, что в систематическом невыполнении плана огромную роль играют бытовые условия рабочих.
Следует напомнить, что в апреле прошлого года Молотовский обком ВКП(б) резко осудил руководителей Лысьвенского завода за наплевательско-бездушное отношение к культурно-бытовым нуждам рабочих. Обком ВКП(б) строго предупредил тогда директора завода тов. Белоброва и парторга ЦК ВКП(б) на заводе тов. Гридневского. Не слишком ли быстро забыли руководители завода об этом серьёзном предупреждении?