Новые книги
На старом Урале
Роман И. Сигова «На старом Урале» - неожиданная и ценная находка. Об авторе его ничего почти неизвестно. Да автор и не дожил до опубликования своего детища, над которым он работал много лет. В художественной литературе имя Сигова не встречается. Тем приятнее отметить, что небогатая, в сущности художественная литература, посвященная Уралу, пополнилась, на наш взгляд, очень интересным, крупным по своему значению произведением. Молотовское издательство сделало опубликованием его хорошее дело.
В романе Сигова в отношении литературного мастерства неровном, ярком встает картина Урала столетней давности. Это Урал помещиков заводчиков, владевших огромными землями и заводами. Это Урал крепостных рабочих. Это—горнозаводский Урал тридцатых годов прошлого столетия со специфическими особенностями его жизненного уклада его тяжелого быта. Перед глазами читателя проходят талантливо воскрешенные автором люди прошлого века — дворянские заводчики – самодуры, заводские управляющие, которые чувствовали себя да и на самом деле были «Царями и богами», нарождавшиеся дельцы из мужиков, постепенно прибиравшие к рукам все, что плохо лежало, что проматывалось владельцами-дворянами. Наконец, перед читателем проходит и галерея ярких типов заводского населения - крепостных рабочих с их жизненной мукой, с их замордованным бытом, с их чаяниями и надеждами, с их попытками скинуть помещичий гнет, попытками неумелыми, неорганизованными, обреченными на неудачи.
Сигов хорошо знал историю крупных уральских заводовладельцев Всеволожских, выступающих в романе под фамилией Сухоложских. И это знание, основанное еще и на том, что отец автора романа был крепостным у Всеволожских, позволило ему нарисовать весьма яркую картину из жизни прикамских заводов.
Живым кажется образ управляющего Золина, самодура, сластолюбца, хапуги и чрезвычайно жестокого человека. Яркими фигурами представляются Александр Павлович Карпачев, поверенный князя Сухоложского, делец из крепостных, крепостной рабочий Иван Синельников, его дочь Таня, впоследствии жена Карпачева, вместе с Карпачевым являющаяся главным действующим лицом романа, князь Сухоложский, его мотовка жена, его сын Вееволод Никитич.
Сюжетная линия романа довольно проста. Это — история возвышения, богатения Карпачева, - история его женитьбы на Тане Синельниковой, их жизни и случайной гибели Тани во время подавления заводского бунта. Но история этой жизни показана автором на широком фоне жизни крепостного Урала вообще. Она изобилует интереснейшими эпизодами, которые свидетельствуют о глубоком знании автором описываемой им среды и эпохи уральского быта, экономики, народного языка.
Очень интересно, с большой теплотой, очерчена автором героиня романа Таня. Татьяна Ивановна. Вступление ее в жизнь началось с бегства ее еще совсем почти девочки от посягательств управляющего Золина, воспылавшего непременным намерением взять ее себе на потребу. Затем происходит встреча Тани с Карпачевым, который вначале хотел просто сделать ее своей любовницей, а потом решает жениться на ней. Женитьба Карпачева и Тани, связанная с ярко написанным эпизодом погони за ней и с неудачей полицейских чинов, так как выходом замуж за купца крепостная переходила в купеческое состояние. А потом жизнь с Карпачевым, глубокая тяга к науке, в чем помогала ей семья неких Максатовых. ее большой интеллектуальный рост и, наконец‚ случайная смерть. Таков путь этой крестьянской, бывшей крепостной девушки, весь мягкий, лирический образ которой вызывает глубокую симпатию читателя. Ярки и типичны и другие герои романа — и рядовые люди, и выдающиеся, вроде врача Петра Федоровича Седова, вроде немца—управляющего «цивилизованного» зверя Шустера и т. д.
Многие эпизоды романа обладают большим художественным достоинством. Но, как говорилось уже, роман неровен в отношении литературного мастерства. Наряду с прекрасно написанными страницами, говорящими о большом умении автора видеть жизнь, почувствовать и передать ее (описания свадьбы Карпачева, крестьянских сходок, описания жизни верхушки губернской чиновничьей Перми и т. д.) встречаются страницы, впадающие в тон протокольных записей, близкие к языку сухих докладных записок. В этом, значительная доля вины, конечно, редактора книги, ибо нельзя допускать выражения вроде «процесс передвижения по воздуху струи пуха все еще не прекращался» или «вглядываясь в ее большие, ясные, слегка смешливые глаза... у него тоскливо заныло сердце» или — на тех‚ которые непричастны в преступлении» и т. д. Кстати будет заметить, что корректура книги безобразна. Помимо девяти, скромно отмеченных на особом листке 9 опечаток, в книге имеется неимоверное количество неотмеченных опечаток, орфографических и пунктуационных ошибок, что, конечно, совершенно недопустимо. Жаль, что все эти недостатки портят очень интересную книгу, заслуживающую всяческого внимания.
С. ГИНЦ.
бы
И СИГОВ. «На старом Урале». 'Молотовское областное ‚иодатель- ство. 1944, |