Великий русский баснописец-патриот
21 ноября 1844 – 100 лет со дня смерти И. А. Крылова – 21 ноября 1944
Сегодня вся советская страна чтит с любовью и благодарностью память русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Несмотря на то, что на Западе еще не смолкли пушки, добивающие раненого фашистского зверя, еще носятся в воздухе советские самолеты и весь тыл вместе с Красной Армией напряженно работает для победы, чествование великого сына русского народа получило грандиозный размах и превратилось во всенародное торжество. Над Крыловым сбываются вещие слова Белинского, сказанные еще при жизни баснописца, более сотни лет назад: «Честь, слава и гордость пашей литературы, Крылов имеет право сказать: «Я знаю Русь, и Русь меня знает», хотя никогда не говорил и не говорит этого... Слава Крылова все будет расти к пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах великого и могучего народа нашего».
Общенародная благодарность и слава воздаются Крылову прежде всего за басни, в которых, по справедливому слову того же Белинского, «как в чистом, полированном зеркале отражается русский практический ум с его кажущеюся неповоротливостью, но и с острыми зубами, которые больно кусаются, с его сметливостью, остротою и добродушно – саркастическою насмешливостью; с его природною верностью взгляда на предметы и способности коротко, ясно и вместе кудряво выражаться». По было бы неправильно и нес справедливо в день памяти, Крылова не отметить и других больших заслуг его перед народом и Родиной.
Девятилетию ребенком Крылов остался после смерти отца, армейского офицера - бедняка, с полуграмотной матерью и годовалым братом, без покровителей, без средств к жизни, без систематического образования. С детских лет он был вынужден тянуть чиновничью лямку и проходить школу «жизненного воспитания» частью на улице, а частью в темных и грязных канцелярских прихожих, среди продажных подьячих, торгующих правосудьем и бессовестно протягивающих за подачкой неумытую руку. Кое-какие обрывки знаний он мог собирать в детстве только случайно, пристроившись на краешке стула и затаив дыхание во время урока, даваемого учителем для его сверстников—барских детей. И несмотря на эти условия, в 14 лет он уже выступает как писатель со своим первым произведением—комической оперой «Кофейница», за которой следует ряд других комедий- и трагедий. А к двадцатилетием возрасту он уже организует, без копейки денег в кармане, с одной только верой в свои молодые силы, большое и сложное общественно литературное предприятие—издание сатирического журнала «Почта - духов», потом — журнала «Зритель», потом — «Санкт-Петербургский Меркурий», Какую крепкую голову нужно было иметь на плечах, какой неукротимой любознательностью, общественной отвагой, наконец, каким несокрушимым здоровьем нужно было обладать для того, чтобы к 20 годам пройти этот путь и заявить обоснованную претензию на роль руководителя общественного мнения!
Юношеские комедии и трагедии Крылова исполнены такой силы демократической критики всех устоев социально-политической жизни, что заставляют ставить его в непосредственную близость с Радищевым и Новиковым. Главной мишенью для нападения Крылов избирает в своих комедиях «Чудище облоозорно, стожено и лаяли», по выражению Радищева, то есть крепостное право и представителей крепостнического насилия—помещиков. Отбросив всякие церемонии и условную учтивость, он смело обвиняет их в тираническом обращении с крестьянами, в невежестве, грубости нравов, в нравственной распущенности. пресмыкательстве перед сильными и издевательстве над слабыми. Общий вывод, к которому он с неумолимой логикой приводит Читателя, это вывод о полной несостоятельности «первенствующего сословия»—дворянства. Если вспомнить командную роль этого последнего в социально-политической жизни эпохи, то смелость Крылова представится столь же изумительной, как и его общественная энергия. Но он не останавливается «га этом, он зовёт к ответственности самую царскую власть и смело ставит тему неизбежного перерождения самодержавия в тиранию и вопрос о правах народа па восстание. В написанных позднее комедиях «Подщипа», «Урок дочкам», «Модная лавка» он выступает на защиту национального достоинства русского народа, поруганного онемеченной царско-капральской властью, издевается над офранцуженным дворянским обществом, забывшим национальную честь и славу, зовет к сближению с народом, его жизнью и его правдой.
С замечательным художественным 5лвеком поставлены те же темы в сатирических журналах Крылова. Отвага молодого таланта сказалась уже в решении Крылова издавать сатирические журналы в те самые годы (1789—1793), когда на Западе гремела гроза французской революции, а в России правительство перепуганной Екатерины II уничтожало все остатки былого флирта с философами-просветителями и уже истребило сатирическую журналистику, когда-то насаждавшуюся самой Екатериной. Крылов в самых первых номерах журналов открыто заявляет о своей солидарности с левым крылом закрытых правительством журналов и смело атакует все устои екатерининского режима. Сделанные им зарисовки помещичьего быта, бюрократических порядков, нравов и действий самого Карского двора сохраняют до наших дней прелесть реалистического изображения жизни и силу беспощадного отрицания дворянской диктатуры. Три раза власть обрывала смелую работу Крылова в журналах, пока он не понял, что такие издания вообще нетерпимы для правительства, и не был вынужден скрыться на некоторое время от его преследований. Если бы Крылов был только издателем этих журналов даже не написал бы ни одной басни, его имя все же навсегда сохранилось бы в истории русской литературы, как смелого сатирика-реалиста и демократа, примкнувшего к врагу рабства Радищеву и по-своему подготовлявшего пафос декабрьского восстания.
Но, разумеется, венцом творческой деятельности Крылова были его басни, сделавшиеся нашим драгоценным общенародным достоянием. Басни Крылова мы не только читаем, мы с ранних детских лет заучиваем их наизусть. Когда нам нужно короткими словами выразить сложную мысль, мы часто занимаем полновесное слово у нашего баснописца, и это крылатое слово легко доносит всякую мысль до каждого русского ума. Басенные афоризмы Крылова не только расцветили нашу речь, но сделались орудием экономии мыслей, средством кратчайшей коммуникации между людьми. Это было возможно лишь потому, что Крылов отказался в своих баснях от отвлеченной морализации и перенес центр внимания на бассенный рассказ, получивший характер небольшой реалистической новеллы с богатыми живописующими красками я со всеми оттенками живой народной мысли и речи.
В пределах газетной статьи невозможно охарактеризовать все многообразие тем крыловских басен. Он изображал и осмеивал в них обезьянье подражание русской аристократии всему чужому и пренебрежение к родной жизни, ее мотовство и бесхозяйственность, аристократическую спесь и чванство породой, подхалимство и рабью льстивость, оторванное от практики жизни философствование мнимых мудрецов, застойную неподвижность и проистекающее с этого загнивание, дворянское тунеядство и паразитизм. Но прежде всего и больше всего он показывал в качестве самой основы тогдашней жизни насилие власти и социальных верхов гад народной массой, царский и барский произвол. Он изображал не только открытые я непосредственно- видимые проявления этого насилия, — он обнажал его под маской парламентских форм и юридической казуистики, под высокомерными речами о народном благе и под видимостью отеческих попечений.
С изумительной живописующей силой он рассказывал о волке, который, после неудачных попыток обвинить в чем-нибудь ягненка, все-таки уволок беднягу в лес на том основании, что ему. волку, хочется кушать,— и нам припоминается при чтении этой басня и фашистская Италия, скушавшая в свое время маленькую Абиссинию, и еще более —фашистская Германия, проглотившая совершенно на том же основа- нот больше половины стран Западной Европы.
Крылов рассказывал о том. как на зверином собрании были оправданы хищные звери, творившие кровавые злодеяния, и признан виновным смиренный вол. похитившим У попа клок сена: как на мирскую сходку для разбора дела об овцах и волках были приглашены все, кроме именно овец («овец-то и за-были»); как лев, разгневанный на пестрых овец, сумел их уничтожить так, что прослыл даже благодетелем овец, а 'виновными в глазах всех оказались второстепенные исполнители его указаний.
И, рисуя все эти картины, баснописец убеждал читателя, что это не случайные преступления отдельных злодеев, а действие всей хищнической системы, при которой царит круговая порука насилия и «на младших не найдешь себе управы там, где делятся они со старшим пополам». Он говорил о незаконности этой жизни, звал к социальной справедливости, к коллективному труду на общую пользу, воспитывал гуманные чувства, внушал уважение к народным массам, к честному творческому труду. Его патетическая речь в защиту народных корней жизни, прославление, им огромного труда пчелы, радующейся при мысли, что в сотах есть капля и ее меду, законно включены в хрестоматии, по которым мы обучаем советских детей. Эти идеи и эмоции были высокоценны, и прекрасны сами по себе, но они приобретают особую действенность и силу вследствие высокохудожественной и народной формы их выражения. делающей басни любимым чтением миллионов. Неслучайно их образы и афоризмы использовали наши великие учителя Ленин и Сталин, сделав их орудием политической борьбы и мысли.
Неоценимые заслуги Родине оказал Крылов во время Отечественной войны 1812 года. Пока страна не была освобождена от вражеского нашествия, он не мог писать ни о чем другом, кроме как о смертельной борьбе с врагом захватчиком.
Он верил в непобедимость русского народа и в его исполинские силы. Он как раз за год до войны написал басню о листах и корнях, где убежденно заявлял, что пока не иссохли корни народной жизни, дерево не погибнет. Он видел патриотизм народа и восхищался картиной, когда с приходом врага
В минуту псарня стала адом,
Бегут: пой с дубьем,
Иной с ружьем.
Но он видел также, как много карьерных и личных соображений возбуждено в придворных и светских кругах войной, какая паутина интриг свивается там вокруг священного дела зашиты Родины. И он считал себя обязательным поддержать полновесным словом народного полководца Кутузова, разъяснить в наглядной картине его мудрую тактику, уничтожить насмешкой подлых карьеристов и приспособленцев. Его баски дышит глубоким и бескорыстным патриотическим чувством.
Основной завет, который Крылов давал современникам и потомству, был завет непримиримости к врагам-хищникам. завет — «С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой». Советское потомство может заверить старого друга-баснописица, что его завет хорошо усвоен. Красная Армия и советский народ выполнят этот завет до конца и шкуру с фашистского зверя снимут,
Евг. БОГОЛЮБОВ — профессор Молотовского пединститута.