Творческая победа артистки Градовой
Бывают спектакли, когда меньше всего хочется говорить о пьесе, постановке и оформлении, говорит о том, о чем обычно принято и следует говорить. Внимание привлекает один актер или актриса, которые решают судьбу и ценность всего спектакля.
Именно это можно сказать и о постановке пьесы Ф. Кнорре «Встреча в темноте» Молотовским драматическим театром (режиссер А.В. Шубин).
«Встреча в темноте» - это пьеса о мужестве и патриотизме советских людей, остающихся до конца верными своему долгу. Все эти качества воплощены в учительнице Варе, которая не успела вовремя эвакуироваться и в течение всего периода немецкой оккупации, под угрозой смерти, спасает раненых советских бойцов от фашистских палачей. Варя - душа пьесы. И об исполнительнице этой роли артистке Т. Ф. Градовой, являющейся в полном смысле слова душой спектакля и хочется сегодня поговорить.
Мы знаем Градову, как талантливую актрису вообще. Мы помним её в ролях различного плана. Трудно забыть пылкого корнета в «Давным-давно», лукавую Лизу в «Горе от ума», взбалмошную Шурку в «Егоре Булычеве». Градова всегда радует своей непосредственностью, искренностью, глубоким проникновением в существо изображаемого образа, умением перевоплощаться.
Но из всех сыгранных ею в Молотове ролей, ее Варя является бесспорно наиболее значительным творческим достижением.
Роль эта очень трудна. В ней сочетаются самые разнообразные чувства. Здесь и неистребимая ненависть к оккупантам, и материнская нежность к раневым бойцам, и зарождающееся быть может первое чувство любви к выздоравливающему сержанту.
Почти весь спектакль, за исключением последней, на наш взгляд, лишней картины в пьесе, - героиня живет бок-о-бок со смертью. Достаточно одного неосторожного взгляда и немцы могут обнаружить подпольный госпиталь, созданный Варей на чердаке школы, в которой разместилась немецкая комендатура.
Три с половиной акта Варя живет в постоянном напряжении и с каждым актом это напряжение усиливается.
Раскрыть внутренний мир человека, очутившегося в такой обстановке - задача весьма благодарная, но и необычайно сложная для актера. Градова всем нутром почувствовала скромную советскую учительницу-патриотку. Слушая Варю-Градову, почти забываешь, где кончается жизнь и начинается театр. Зритель до конца верит актрисе, верит каждому ее слову, каждому жесту. Сквозь спокойный, тихий голос, подчас даже шепот, непрерывно ощущаешь горячее сердце Вари, крик души - всю гамму переживаний этой замечательной женщины. Картина на чердаке, когда избитая ефрейтором Варя судорожно заикается, стараясь скрыть от бойцов следы насилия над собой, проведена Градовой с подлинным блеском.
Большое мастерство, высокую культуру исполнения продемонстрировала Градова в роли Вари и от всего сердца хочется поздравить её с этой творческой победой.
Б. Любимов