Собрание областного партийного актива
Вчера закончилось длившееся два дня собрание областного партийного актива.
С докладом об итогах работы промышленности за первое полугодие 1944 года и задачах парторганизаций в подготовке предприятий и транспорта к зиме выступил секретарь обкома ВКП(б) т. К. М. Хмелевский.
На фронтах великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков происходят замечательные события. Они радуют советских людей, вселяют в нас уверенность в скорой победе над врагами. Масштабы, темпы и размах наступления Красной Армии приводят в изумление весь мир. Карающий меч возмездия навис над гитлеровской Германией и её вассалами.
Блистательные успехи на фронтах неотделимы от работы тружеников тыла. В общей всенародной помощи Красной Армии уральцы и трудящиеся нашей области занимают достойное место.
Глубоко анализируя работу промышленности за истекшее полугодие, т. Хмелевский отмечает, что многие предприятия области сделали значительный шаг вперёд в увеличении выпуска оборонной продукции.
Угольщики за это время добились повышения среднесуточной добычи угля на 10 проц., металлурги увеличили выпуск валовой продукции на 9,8 проц., выплавку чугуна — на 44 проц., стали — на 10,6 проц., выжиг кокса — на 38 процентов. Хороших результатов в приросте продукции добились предприятия промышленности вооружения, цветной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности.
- Нам особенно приятно отметить, - подчёркивает докладчик, - что горняки Кизеловского бассейна в первом полугодии справились с выполнением государственного плана угледобычи. Комбинат «Молотовуголь», выполнив полугодовую задачу, добыл за это время на 300 тыс. тонн угля больше, чем в первом полугодии. 22 шахты досрочно выполнили полугодовую программу. Особенно хорошо работали горняки шахт «Октябрёнок», № 39, № 32 бис, № 2 «Капитальная», им. Калинина, закончившие намного раньше срока своё полугодовое задание, и выдали на-гора много тонн сверхпланового угля.
Значит ли, что к шахтёрам теперь нет претензий, что в угольном бассейне всё обстоит благополучно? Нет, не значит. В работе шахт есть ряд существенных недостатков, которые должны быть во втором полугодии исправлены. Достаточно сказать, что 16 шахт ещё не вы-полнили своих полугодовых планов и находятся в большом долгу перед Родиной. Это произошло потому, что руководители шахт, трестов, а в отдельных случаях и комбината не доходят до участков и забоев, не предупреждают срывов добычи, не принимают действенных мер к обеспечению забоев крепёжным материалом, инструментом, слабо борются за повышение производительности труда, укрепление трудовой дисциплины и наведения порядка в шахтах. Угольщики ещё очень мало делают для использования своих больших внутренних резервов.
Крупнейшим недостатком в организации труда является то, что больше половины рабочих не выполняют нормы выработки, что слабо обучение новых рабочих, а это приводит к потере ежесуточно 2400 тонн угля.
Тов. Хмелевский резко критикует работу треста «Кизелшахтстрой». Этот трест дол-жен закончить строительство и сдать в эксплоатацию 6 новых шахт, построить 50 тысяч квадратных метров жилой площади, 13 бытовых и культурных учреждений. Тем не менее график строительства новых шахт срывается. Особенно плохо с постройкой рабочих жилищ. Из 50 тысяч квадратных метров в первом полугодии выполнено всего лишь 7 тысяч.
Останавливаясь на работе чёрной металлургии, докладчик говорит, что за прошедшие 6 месяцев она работала неудовлетворительно. Металлурги недодали стране 20.330 тонн чугуна, 47.800 тонн стали, 45.450 тонн проката.
Крупнейшие металлургические предприятия области — Чусовской и Лысвенский заводы — хоть и улучшили за последнее время свою работу, всё же не обеспечили выполнения полугодового плана.
Очень плохо работали в истекшем полугодии Чермозской и Добрянский заводы.
Главные причины отставания металлургических предприятий заключаются в разрыве между мощностями основных металлургических цехов и их тылом, в неудовлетворительном планировании и проведении ремонта металлургических агрегатов.
Правда, начиная с мая, Чусовской завод пошёл в гору. В июле чусовские металлурги после длительного отставания выполнили месячный план. Но это пока только начало. Надо ещё многое сделать, чтобы выйти в число передовых в области.
Касаясь работы завода имени Дзержинского и других предприятий системы того же наркомата, докладчик отмечает, что завод уже долгое время не справляется с планом. Главное, что мешает работе предприятий — это крайне низкий уровень деятельности отделов снабжения. На том же заводе им. Дзержинского плохо обстоит дело с организацией труда, с инструментальным хозяйством, с трудовой дисциплиной. Что касается содержания партийно-политической работы на заводе, то следует сказать, что партком завода в очень многом дублирует хозяйственников и очень мало занимается воспитанием рабочих, мобилизацией их на преодоление трудностей.
Плохо работали электростанции области. Только Кизеловская ГРЭС выполнила план по электро- и теплоэнергии, а Березниковская ТЭЦ добилась увеличения выработки энергии.
Управляющий «Молотовэнерго» т. Осинский и гл. инженер тов. Круглов крайне мед-ленно принимают меры к ликвидации аварий и брака на станциях. Только за полугодие на ЗакамТЭЦ было 10 аварий. Это — результат того, что там грубо нарушают правила технической эксплоатации, несвоевременнои низкокачественно проводят планово-предупреди-тельные и капитальный ремонт оборудования.
Ещё хуже работает блокстанции, мощность которых за 6 месяцев 1944 года использована лишь на 33,4 процента.
Наша область располагает крупнейшими в стране целлюлозно-бумажными предприятиями. Крупнейшие комбинаты — Краснокамский, Соликамский, Красновишерский — намного недовыполняют свои производственные планы. Особенно плохо работал Соликам-ский бумкомбинат. При остром недостатке древесины расход пара здесь на тонну целлюлозы составил 4,3 тонны вместо 2,2 тонны по плану, перерасходуются также и другие виды сырья.
Предприятия нефтяной промышленности также значительно ухудшили свою работу и за полугодие недодали стране больше 11 тыс. тонн нефти. Резко ухудшилась работа по бурению.
На ход дела в промышленности исключительно большое влияние имеет железная до-рога. Большая часть уральского вооружения идёт на фронт через Пермскую железную дорогу. Как же работает Пермская? За май-июнь месяцы по основным показателям она резко улучшила свою работу. За последнее время дорога лучше справляется в перевозкой кизелов-ского угля. Среднесуточная погрузка в июне является рекордной за всё время существования Кизеловского бассейна. Имеется некоторый сдвиг также в сторону улучшения работы по отправлениюи проследованию поездов по графику.
Несмотря на всё это, работа дороги ни в коем случае не может быть признана удовлетворительной. Погрузка в первом полугодии 1944 года была на 146 вагонов в сутки меньшей, чем во втором полугодии прошлого года. То же самое и с выгрузкой. В первом полугодии выгружалось на 96 вагонов в сутки меньше, чем в предыдущем полугодии.
Невыполнение государственного плана перевозок объясняется прежде всего тем, что руководящие работники дороги и отделений не борются за экономию использования подвижного состава, за быстрое и правильное оформление поездов, не соблюдают весовых норм поездов, не внедряют на всех участках дороги передовые методы труда.
Следует обратить особое внимание на состояние трудовой дисциплины среди железнодорожников. Указ Президиума Верховного Совета СССР о введении военного положения на всех железнодорожных станциях нашей дороги проводится неудовлетворительно. Партийные организации транспорта не организовали действенного контроля за проведением Указа в жизнь и не развернули массово-политической работы в этом направ-лении.
То же самое необходимо сказать и о работе Камского речного пароходства.
Из серьёзных недостатков в работе пароходства следует отметить огромное число аварий. Только на плотоперевозках по 1 августа произошло 25 аварий, принесших около 600 тысяч рублей убытка.
Большое внимание в своём докладе тов. Хмелевский уделил состоянию трудовой дисциплины на наших предприятиях.
- Чтобы решить те сложные задачи, которые стоят перед нашей промышленностью и транспортом во втором полугодии, чтобы подтянуть отстающие предприятия до уровня передовых, необходимо, прежде всего, укрепить труддисциплину, о подчёркивает он.
Особенно плохо с дисциплиной среди рабочих Чёрмозского, Добрянского, Лысьвен-ского, Чусовского и др. заводов.
В борьбе с нарушителями трудовой дисциплины нужно строго придерживаться законов советского государства, привлекать дезорганизаторов труда к суровой ответственности. Но это лишь одна сторона дела. Долг каждого хозяйственного руководителя, каждой партийной организации проявлять максимальную заботу о тружениках своего предприятия, беречь их, создавать им нормальные жилищно-бытовые и культурные условия.
А вот на Лысьвенском заводе большинство общежитий заражено клопами, в них грязно, неуютно. Рабочим негде постирать бельё, трудно получить медицинскую помощь. И это несмотря на то, что бюро областного комитета партии в своё время серьёзно указало лысьвенцам на бездушное отношение к нуждам трудящихся.
В заключении своего доклада тов. Хмелевский останавливается на плохо идущей подготовке предприятий к зиме.
Тов. Хмелевский указывает, что основными работами по подготовке к зиме надо считать своевременное проведение ремонта основного и вспомогательного оборудования. Как обстоит дело? По электростанциям, например, утверждённый Государственным Комитетом Обороны график капитального ремонта оборудования срывается. Особенно плохо идёт ремонт ЗакамТЭЦ, где график сорван и уже отстал от утверждённых сроков на полтора месяца.
Помимо ремонта энергетического оборудования предстоит провести большие работы по ремонту мартеновских печей, прокатных станов, водопроводов, паропроводов и др. заводского оборудования. Нужно немедленно восстановить на заводах ремонтные базы, без кото-рых невозможно провести ремонт оборудования.
Большую тревогу вызывает подготовка к зиме на железнодорожном транспорте. Здесь особенно запущено путевое хозяйство. На первое августа капитальный ремонт пути проведён всего лишь на 33 процента, средний — на 54 проц., текущий — 57 проц. И замена шпал про-ведена только на 22 процента. Неудовлетворительно проходит оздоровление паровозного парка, не приводятся в порядок пункты водоснабжения, сильно запущено экипировочно-складское хозяйство. Если и дальше руководители Пермской дороги будут хладнокровно относиться к вопросу подготовки к зиме, то с наступлением холодов мы будем иметь много неприятностей.
В подготовке к зиме внутризаводского транспорта, являющегося на многих предприятиях самым узким местом, необходимо в первую очередь взяться за развитие железнодорожных путей, отремонтировать эстакады, увеличить ёмкость складских помещений, привести в боевую готовность паровозный и вагонный парк, механизировать погрузку и разгрузку.
Самое серьёзное внимание должно быть обращено хозяйственными и партийными организациями на создание необходимого запаса топлива на зиму. На сегодня с этим делом ещё не всё обстоит благополучно.
(Окончание на 2-й странице)
Собрание областного партийного актива
(Окончание. Начало на 1-й странице)
В подготовке предприятий к зиме нельзя забывать и о жилищно-бытовых учреждениях. Прежде всего, надо форсировать ремонт жилищ и общежитий рабочих, а также завезти для них необходимые запасы топлива.
Остановившись на задачах уборки урожая овощей и картофеля, тов. Хмелевский перешёл к недостаткам руководства горкомов и райкомов ВКП(б) работой промышленных предприятий.
Серьёзные недостатки в работе предприятий промышленности и транспорта во многом являются результатом того, что отдельные наши горкомы и райкомы партии плохо руководят промышленностью.
Некоторые горкомы и райкомы судят о положении дел на предприятии только по сводкам и докладам директоров, не вникают в работу цехов и участков, не добираются до основного существа причин неудовлетворительной деятельности предприятий.
Тов. Хмелевский подверг резкой критике негодный стиль руководства промышленностью Краснокамского горкома партии, который выносит много общих решений, но мало, что делает для их практического осуществления. За последние 9 месяцев горком 13 раз обсуждал вопрос о работе нефтяной промышленности, вынес 13 решений, но результатов по ним никаких не последовало.
Плохо руководят промышленностью также Добрянский, Чермозской и другие райкомы партии.
Надо решительно изменить такой стиль руководства промышленностью. Городские комитеты партии должны чувствовать постоянную тревогу за работой своих предприятий, активно вмешиваться в их дела, принимать практические меры на месте, во всём и везде проявлять свою организующую роль.
Уральские большевики в течение всей войны честно выполняли свой долг перед Родиной и Красной Армией, снабжая фронт могучей техникой во всё возрастающих размерах. Нет никакого сомнения, что партийная организация Молотовской области приложит все усилия для ликвидации отставания отдельных отраслей промышленности и успешно закон-чит 1944 год.
***
По докладу тов. Хмелевского развернулись прения. Секретарь Губахинского горкома ВКП(б) тов. Лайкин заявил, что в Губахе нет такой отрасли промышленности, которая бы не выполнила в первом полугодии 1944 года государственного плана. Большинство предприятий дало значительное количество продукции сверх плана в Сталинский фонд победы над врагом. Больших успехов добились шахтёры треста «Андреевуголь». Они дали стране 16.500 тонн угля сверх плана.
Большую роль в успехах производства сыграли перестройка и улучшение работы партийной организации города. Укрепилась связь парторганизации с трудящимися, повысилась тяга передовых людей в партию. В первом полугодии в ряды партии принято свыше 150 передовиков угледобычи.
Говоря о недостатках, т. Лайкин отмечает пренебрежительное отношение хозяйствен-ников к подготовке квалифицированных кадров. В первом полугодии на коксохимзаводе, например, не обучили ни одного человека. Плохо работает трест «Кизелшахтстрой», который срывает план жилищного строительства на новых шахтах. До конца года горняки должны иметь около пяти тысяч квадратных метров жилой площади, а на сегодня «Кизелшахтстрой» только заложил несколько общежитий. В районе Губахи железнодорожные пути находятся в аварийном состоянии, а руководители Пермской железной дороги не принимают действенных мер к приведению в порядок путевого хозяйства.
Секретарь Молотовского городского комитета ВКП (б) т. Попов, отметив выполнение производственной программы большинством предприятий города, заострил внимание собравшихся на имеющихся ещё крупных недостатках, как в выполнении производственных планов, так ив вопросах подготовки к зиме. Некоторые промышленные предприятия ещё не используют все возможности, не мобилизуют все резервы для подготовки к нормальной работе в зимних условиях.
Директор завода имени Молотова обратил внимание актива на необходимость улучшения быта, особенно старых кадровых рабочих. Надо серьёзно заняться подготовкой кадров металлургов, так как в рабочих этой специальности на заводах ощущается большой недостаток.
Основным тормозом в работе Чусовского завода, - говорил тов. Попов, - является большой разрыв между мощностями основных цехов, агрегатов и их тылами. Обком партии предложил на этот участок обратить самое серьёзное внимание, что на заводе и было сделано. В результате произошёл перелом — завод стал работать значительно лучше.
Тов. Комаров — секретарь Кировского райкома ВКП(б), анализируя работу предприятий района, критиковал управление Камского речного пароходства, не помогающее судоремонтному заводу в подготовке к зиме. Там катастрофическое положение с лесом и дровами, а управление пароходства стоит в стороне и смотрит, что из этого получится.
Директор треста «Кизелшахтстрой» т. Звоницкий выступил с обвинением управления Пермской железной дороги в том, что железнодорожный транспорт не выполняет решение ГКО о создании «вертушек» для перевозки стройматериалов треста. По плану железная дорога должна организовать 30 вертушек и давать необходимое количество вагонов. На деле нет ни вертушек, ни вагонов.
Секретарь Молотовского обкома ВЛКСМ т. Кардашев обратил внимание партийного актива на вопросы воспитания и производственного обучения молодёжи. Тов. Кардашев предлагает смелее переводить молодёжные бригады на хозяйственный расчёт. Молодые рабочие, работая на хозрасчёте, получат крепкую производственную закалку. Это будет для них хорошая школа.
Тов.. Ковалёв, управляющий областной конторой Госбанка, привёл ряд фактов невнимательного отношения директоров к финансовым вопросам, в результате чего некоторые предприятия банк вынужден лишать кредитования.
Председатель Молотовского горсовета т. Шварц говорил о подготовке к зиме овоще-хранилищ, о заготовке топлива. План заготовки топлива по городу выполнен только на 27 процентов. Очень плохо занимаются заготовкой дров наши предприятия. Вызывает тревогу положение с топливом для социально-культурных учреждений.
Тов. Шварц отметил неудовлетворительное состояние молотовского трамвая и водо-проводной сети. Чтобы не оставить население на зиму без воды и транспорта, необходимо немедленно приступить к ремонту трамвайных путей и водопровода.
Начальник Камского речного пароходства т. Морозов отмечал недостаточную дисциплину на водном транспорте и указывал, что до сего времени на транспорте не ликвидирована аварийность.
- Мы аварийщиков привлекаем к ответственности, - говорил тов. Морозов, - но почему «Камлесосплав» не судит своих людей, которые относятся преступно к формированию плотов? Большинство аварий плотов происходит из-за плохого формирования.
Начальник Пермской жел. дороги т.Воробьёв рассказал о работе железной дороги в дни великой Отечественной войны, о героической работе железнодорожников по выполнению военных перевозок. Тов. Воробьёв дал обещание выполнить все требования, предъявля-емые к управлению дороги со стороны промышленных предприятий. Тов. Остинский, выступая с анализом работы электропромышленности, подверг критике руководителей предприятий, которые не занимаются подготовкой своих блокстанций к зиме, питая надежду на «Молотовэнерго».
Председатель облисполкома тов. Кочергин обратил внимание партийного актива на слабое развитие лёгкой и пищевой промышленности. Он говорил, что наряду с обсуждением работы промышленности в первом полугодии и подготовки к зиме предприятий союзного значения, необходимо, чтобы партийные, советские организации занимались также вопроса-ми производства товаров широкого потребления.
- Нельзя допускать, - говорил т. Кочергин, - чтобы у нас на Урале, в области, где сильно развита тяжёлая промышленность, отставали такие отрасли промышленности, которые обслуживают нужды рабочих и интеллигенции.
Всего в прениях выступило 23 человека.
После заключительного выступления т.Хмелевского собрание Молотовского областного партийного актива приняло развёрнутое решение.
Собрание послало приветственную телеграмму Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза товарищу Сталину.