За время великой Отечественной войны в депутатском составе сельских Советов произошли большие изменения. В числе председателей, которыми до войны работали только депутаты, из 793 осталось всего 104 депутата. Около 5000 депутатов сельских Советов ушли в РККА. В ряде районов области депутатов остались буквально единицы. В Осинском районе, например, из 932 депутатов осталось 126, в Коми-Пермяцком округе—из 1383 депутатов осталось 585, в таких крупных сельсоветах Кунгурского района, как Кинделинский, Верх-Мечкинский и Пальниковский, осталось по 3—4 депутата.
Сокращение депутатского состава не могло не отразиться на деятельности сельских, Советов, тем более что выбыла самая активная часть, имевшая- опыт советской работы.
Поэтому особенно важно было усилить сельсоветы за счет привлечения к работе в них широкого актива рабочих, колхозников, сельской интеллигенции. Это было сделано с помощью партийных организаций. Были расширены постоянно действующие комиссии. Некоторые комиссии созданы вновь, как этого требовали" условия военного времени. Так. до войны при сельских Советах обычно работали четыре комиссии: бюджетная. сельскохозяйственная, народного образования и здравоохранения: во время войны количество комиссий увеличилось до 7—8 и более: вновь созданы комиссии: социального, государственного обеспечения. оборонные, животноводческие и другие.
Там, где партийные организации руководят деятельностью комиссий, направляют их. эти комиссии являются крепкой опорой в работе Советов. Примером могут служить комиссии Ординского, Суксунского, Верхне-Муллинского и других районов. Постоянно действующая комиссия местной промышленности Ординского райсовета, например, по своей инициативе добилась решения о строительстве гидроэлектростанции на реке Кунгуре в с. Орда. Верхне-Муллинский сельсовет, в результате хорошей работы актива, добился досрочного окончания колхозами своего сельсовета всех сельскохозяйственных работ и хлебопоставок. Никулинский сельсовет, Добрянского района, где председателем тов. Буракова, также, благодаря хорошей работе своего актива среди колхозников, первым в районе закончил уборку зерновых и к 10 октября выполнил план хлебосдачи. Неплохо работают комиссии в Ключевском. Боровском и Погодном сельсоветах Суксунского района, где партийные организации постоянно собирают их, направляют их работу, а работники Суксунского райкома ВКП(б). бывая в этих сельсоветах, неоднократно в 1944 году проводили совещание постоянно - действующих комиссий по вопросам улучшения работы.
Но такое положение не везде. Значительная часть сельсоветов области не получает должного руководства со стороны парторганизаций. Большинство райкомов и первичных парторганизаций не заслушивает на заседаниях бюро или на партсобраниях отчеты руководителей комиссий. Только в двух райкомах — Чернушинском и Белоевском—на бюро заслушивался отчет председателей о работе Советов. Вопрос о руководстве райисполкома сельскими Советами заслушивал один Соликамский райком ВКП(б). Вопросы улучшения работы сельских Советов заслушивались на бюро лишь в И райкомах партии.
Ворошиловский, Фокинский, Еловский, Частинскнй. Березовский, Кишертский, Александровский. Пермско-Сергинский, Гаинский, Кочевской райкомы партии совершенно не обсуждали вопросов советской работы.
Это обстоятельство и не достаточное повседневное вмешательство в дела сельсоветов привело к тому, что в большей части сельских Советов робота идет самотеком, неорганизованно: актив Советов используется крайне слабо. активисты очень мало привлекаются к коллегиальному решению вопросов и чаще всего действуют разобщенно или совершенно бездействуют.
В Коми-Пермяцком округе, например. основная масса членов комиссий выполняет лишь отдельные поручения сельских Советов по кампаниям. Здесь почти ни в одном сельсовете нет того, чтобы комиссии систематически давали заключения и вносили предложения по вопросам, которые обсуждаются на сессии Советов, чтобы они выявляли запросы населения, активно и систематически содействовали выполнению задач. стоящих перед сельскими Советами. Руководстве парторганизаций сельсоветами осуществляется здесь вообще и чаще всего сводится к подмене Советов. Такое же положение наблюдается в Чердынском. Ворошиловском, Кишертском и многих других районах.
Сельские Советы, в большинстве своем, не являются организующим центром массово-политической и культурно-массовой работы на селе. Во многих селах бездействуют дома культуры, библиотеки. В Чернушинском районе, например, не работает 8 изб читален из 27, в Ординском—9 из 24. В деревнях Березовского и Уинского районов почти все помещения общественно - культурных учреждений пришли в глубокою ветхость, но никто не заботится о том, чтобы 1 организовать их ремонт.
Почти повсеместно нарушается закон о сроках проведения сессий сельских Советов. В первом полугодии только 188 сельсоветов провели сессии в срок, а в 161 сельсовете сессии совсем не проводились. Не провели ни одной сессии Батырбаевский и Кармановский сельсоветы, Бардымского района; нерегулярно проводятся сессии сельсоветов в Осинском районе и т. д. И только в Куединском районе сессия Советов проходят сравнительно аккуратно: за 7 месяцев 1944 года в 21 сельсовете этого района было проведено 145 сессий, причем на всех этих заседаниях сессий участвовали члены бюро райкома ВКП(б) дли члены райисполкома.
Невыполнение закона о сроках созыва сессии многие руководители Советов объясняют тем, что в сельсоветах осталось по одному — два депутата и поэтому не с кем проводить сессии. Такие сельсоветы, как уже вначале отмечалось, в области есть. Однако, основная причина срыва сессий в том, что Советы и парторганизации недооценивают значение сессий Советов депутатов трудящихся. Даже райкомы и горкомы ВКП(б) в большинстве своем не считают нужным рассматривать на бюро вопросы о созыве сессий Советов депутатов трудящихся.
За время войны к руководству Советами пришли новые кадры, не имеющие опыта советской работы. 15 процентов общего количества председателей составляют женщины, выдвинутые на руководящую работу впервые. Подавляющее большинство председателей и секретарей сельсоветов имеет низшее образование. В этом одна из причин слабой работы многих наших сельских Советов. Между тем, работа по повышению делового и политического уровня руководящих работников сельсоветов продолжает оставаться совершенно неудовлетворительной.
За девять месяцев 1944 года на курсах обучено 72 председателя и сейчас обучается 64 человека. Семинарами по 36-чвсовой программе в районах охвачено всего лишь 330 человек, вместо 790 по плану. Наряду с такими районами, как Верхне-Мулинский, Осинский, Бардымский. Юрлинский, где с председателями и секретарями сельсоветов проведено по одному — два семинара, есть в области и такие районы, как Нытвенский, Ш.Озерский и другие, где вся работа с сельсоветскими кадрами ограничивается проведением различных совещаний, носящих инструктивный характер. Ни в одном почти районе не практикуется передача опыта работы передовых сельских Советов.
Все это приводит к тому, что большинство председателей сельсоветов слабо овладевает работой, легко поддается обывательскому влиянию, плохо руководит общественно-политической и хозяйственной жизнью села и не закрепляется на государственной работе. Только в первой половине года из 236 сменившихся председателей 66 сняты, как не справившиеся с работой.
Снятие председателей сельсоветов производится запросто, безапелляционно. Райкомы и райисполкомы большей частью не считают нужным согласовывать такие вопросы с облисполкомом, хотя на этот счет райисполкомам в 1942 году были даны указания. В Кишертском ранее было снято с работы семь председателей сельсоветов и ни разу снятие не было соответствующим образом согласовано с облисполкомом.
Имеется немало и других недостатков в советской работе, в частности крупным из них является крайне слабая забота руководителей сельсоветов о детях, о состояния детских учреждений. Районным ко ВКП(б) и первичным пар организациям необходим» самое серьезное внимание улучшение партийного руководства сельскими Советами, без укрепления я подъёма работы который невозможно в дальнейшем успешное решение задач колхозной строительства.
А. СПЕШИЛОВ.