Областной съезд учителей

Как далеко от нас отстоит то не доброй памяти старое время, о котором Ленин в конце прошлого века писал: << Затем не надо забывать и деревенской интеллигенции , например народных учителей, которые находятся в таком приниженном, и материально и духовно, положении, которые так близко наблюдают и на себе лично чувствуют бесправие и угнетение народа...>> Время такого положения давным давно миновало в нашей стране . По словам Ленина же, в его << Страничках из дневника>>, написанных уже в 1923 году << нигде народных массы не заинтересованы так настоящей культурой, как у нас, нигде вопросы этой культуры не ставятся так глубоко и так последовательно , как у нас...>>

Cвидетельство этого является то поистине огромное и неослабное внимание, какое уделяли и уделяют партия и правительство нашей Родины делу народного образования, советскому учителю. Роль и значение народного учителя в нашей стране черезвычайно велики. <<Фаланга народных учителей составляет одну из самых необходимых частей великой армии трудящихся нашей страны, строящих новую жизнь на основе социализма>> - говорит товарищ Сталин. И мы повседневно ощущали великолепную правоту этих слов и сейчас в период мирного нашего строительства. И мы ощущаем правоту этих слов и сейчас в период великой Отечественной войны когда , несмотря ни на какие трудности военного времени, наша партия и правительство не только не ослабляют, но наоборот усиливают внимание народному образованию, советскому учительству.

В этой именно обстановке созывается и открывается сегодня Первый съезд учителей Молотовской области, съезд передовых представителей нашей интеллигенции , вместе со всем советским народом борющейся за победу над злейшим врагом нашей Родины, нашей культуры. Соберется больше восьмисот представителей огромной учительской армии , работающей в Молотовской области, деятельно воспитывающей боевые поколения советских людей. Многие и многие из тех, кто сегодня займут места в зале заседаний съезда ,- люди прославленные, отмеченные высокими правительственными наградами. К армии заслуженных учителей Республики, орденоносцев совсем недавно прибавился еще один новый большой отряд учителей , награжденных орденами и медалями Советского Союза <<за успешную работу по обучению и воспитанию детей в школах РСФСР>>.

Елена Васильевна Корионова из Кунгурского района и Татьяна Осокинского района. Михаил Иванович Дмитров из Обвинской семилетней школы и Антонина Петровна Ришард и Елена Ивановна Светлакова из Березников, Анна Анатольевна Мамина из Добрянки и Любовь Алексеевна Мухлынина из Молотова. Авенир Павлович Попов из Кунгура и Мария Михайловна Лыхина из Усолья и многие, многие другие - вот золотой фонд нашего учительства, люди, добившиеся замечательных успехов в учебной и воспитательной работе. Это люди, опыт которых должен самым широким образом изучаться и распространяться. Это мастера воспитания, замечательные художники своего дела выковывающие из своих воспитанников подлинных патриотов нашей родины, героев фронта и замечательных тружеников тыла.

Под руководством таких людей в дни Отечественной войны учащиеся школ нашей области выработали в сельском хозяйстве больше четырех миллионов трудодней оказав тем самым неоценимую услугу народному хозяйству области. Под руководством таких людей школьники работали в свободное время на строительстве домны в Чусовой, помогали работе предприятий в Молотов, Кунгуре, Лысьве и других городах и т. д. и т. д.

Многое сделано в области дальнейшего улучшения учебно- воспитательного процесса в школе, как и в области помощи школы борьбе нашей на фронте. Однако предстоит сделать еще очень и очень многое. Недаром основной вопрос, который будет обсуждать съезд учителей—это вопрос о великой Отечественной войне и задачах учительства в ней.

Важнейшей, центральной, решающей задачей каждого учителя, каждой школы является воспитание в учащихся действенного, активного патриотизма, беззаветной любви к своей Родине, чувства долга перед Родиной, воспитание грамотного, владеющего основами наук, культурного человека. Многое на этом пути сделано. Чудесные письма молодежи. ушедшей по окончаний школы на фронт, письма, в которых бывшие учащиеся обращаются к своим преподавателям со словами горячей благодарности за то, что те дали им --лучшая похвала и лучшее свидетельство качества работы и многих наших учителей.

Но есть еще много недостатков в работе наших школ, на ликвидации которых должно быть сосредоточено внимание всего съезда. В ряду этих недостатков— не всюду еще изжитый формализм в преподавании, Поверхностность, непрочность усвоения знаний, низкая грамотность учащихся в отдельных школах.

Целый ряд весьма серьезных мероприятий, которые проводятся в последнее время в области школьного учения—введение раздельного обучения, введение правил для учащихся, отмена соревнования в области обучения, введение экзаменов за весь пройденный. Курс в 4-ых и 7-ых классах, введение экзаменов на аттестат зрелости -

несомненно способствует решению коренных задач нашей школы. И обязанность нашего учительство является неуклонная и серьезная борьба за осуществление этих мероприятий, которые все направлены на повышение качества обучения.

Учитель в нашей школе является одновременно и воспитателем . Он должен не только давать знания. Патриотизм не преподается в школе. Но вся система обучения , вся учебная и внеклассная работа учителя должна быть направлена на воспитание из учащихся горячих патриотов Родины. Вся работа в школе должна быть направлена на выработку у учащихся основ материалистического мировоззрения, на выработку большевистского характера учащегося, на то, чтобы привить ему навыки самостоятельного умственного труда, культурного поведения, привить ему любовь к родному языку, родной литературе, сделать из него все сторонне развитого советского человека.

Не может пройти съезд и мимо роли комсомольской и пионерской организации в школе, которые несмотря на очень большую работу, проделанную ими за дни войны имеют еще много недостатков в школьной работе. Комсомольские организации далеко не всегда еще являются подлинными помощниками учителя, как это требует решение XII пленума ЦК ВЛКСМ. Пионерские организации страдают еще часто забвение разнообразнейших форм пионерской работы. Между тем, их первейшей задачей является совместная работа с учительством, помощь ему в << учебно- воспитательной работе, воспитания школьников сознательными, дисциплинированными, всесторонне развитыми гражданами, готовыми пойти на любую трудности и испытания, выполнить любую работу, необходимую для Родины>>.

Съезд начинается сегодня . Пожелаем ему плодотворной работы.