Вчера, 23 апреля, в Наркоминделе СССР на пресс-конференции представителей советской иностранной печати. Заместитель Народного Комиссара Иностранных Дел А. Я. Вышинский сделал следующее заявление:

«Как уже известно из опубликованных ранее сообщений Информбюро Наркоминдела СССР, в середине февраля сего года Финское Правительство обратилось к Советскому Правительству с предложением начать переговоры о прекращении Финляндией военных действий и выходе Финляндии из войны. На это предложение Советским Правительством был дан ответ, что Советское Правительство не имеет оснований питать особое доверие в нынешнему Финскому Правительству, но если у финнов нет других возможностей, то Советское Правительство в интересах мира согласно вести переговоры с нынешним Финским Правительством о прекращении военных действий.

1 марта были опубликованы условия перемирия, изложенные в известных шести пунктах. При передаче Финскому Правительству советских условий, ему было заявлено, что, если Финское Правительство согласно принять эти условия, Советское Правительство готово принять в Москве представителей Финляндии для переговоров о заключении конкретного соглашения. В своем ответе по поводу советских условий перемирия, переданном 8 марта Советской Миссии в Стокгольме, Финское Правительство заявило:

«Финское Правительство, которое серьезно стремится восстановить в самый короткий срок мирные отношения между Финляндией и СССР, занимательно изучило условия перемирия Советского Союза Финляндии.

Финское правительство отдает себе отчет, что для того, чтобы Финляндия после заключения перемирия могла оставаться нейтральной, необходимо, чтобы на ее территории не находились иностранные войска, принадлежащие воюющей стране. Однако, этот вопрос настолько сложен, что он требует более детального обсуждения. Финское Правительство поэтому желает предложить начать переговоры с тем, чтобы финны имели возможность раз'яснить свою точку зрения на этот вопрос и по другим вопросам в связи с предложными Советским Правительством условиями перемирия».

Этот ответ Советское Правительство признало неудовлетворительным. Об этом было сообщено Финскому Правительству. Причем было обращено его внимание на то обстоятельство, что советские условия перемирия в виде шести пунктов, переданные г-ну Паассикиви, являются минимальными и элементарными, и что лишь при принятии этих условий Финским Правительством возможны советско финские переговоры о прекращении военных действий. Сообщая об этом Финскому Правительству, Советское Правительство заявило, что оно будет ждать положительного ответа в течение недели, после чего Советское Правительство будет считать, что финны намеренно затягивают переговоры для каких-то непонятных целей и отвергают советские условия.

17 марта Финское Правительство представило Советскому Правительству свой ответ, в котором было сказано:

«Правительство Финляндии, которое попрежнему серьезно стремится к восстановлению мирных отношений и желает начать переговоры не может, однако, декларировать заранее принятие условий, о которых идет речь и которые затрагивают существование всей нации, даже не получив твердой уверенности в интерпретации этих условий и их значения».

Несмотря на то, что этот финский ответ являлся по существу отрицательным, Советское Правительство сочло возможным сообщить Финскому Правительству Следующее:

1. Советское Правительство не возражает против того, чтобы Финское Правительство направило одного или нескольких представителей для получения от Советского Правительства интерпретации советских условий перемирия.

2. Советское Правительство считает, что Москва была бы наиболее подходящим местом , где представители Финского Правительства могли бы получить наиболее полную интерпретацию.

26 марта в Москву прибыла делегация Финского Правительства в составе Паассикиви и К. Энкель. 27 и 29 марта состоялись встречи финской делегации с представителями Советского Правительства В. М. Молотовым и В. Г. Деканозовым.

В результате обмена мнениями между советскими и финскими представителями финской делегации были переданы следующие советские предложения мира с Финляндией:

1. Разрыв отношений с Германией и интернирование немецких войск и кораблей в Финляндии, либо разрыв отношений с Германией и изгнание немецких войск и кораблей из пределов Финляндии не позднее конца апреля месяца.

И в том и в другом случае Советское Правительство может оказать Финляндии помощь своими вооруженными силами.

2. Восстановление советско финского договора 1940 года и отвод финских войск к границе 1940 года, осуществляемый этапами в течение апреля месяца.

3. Немедленное возвращение советских и союзных военнопленных, а также советских и союзных людей из гражданского населения, содержащихся в концлагерях или используемых финнами на работах, причем если будет подписан между СССР и Финляндией не договор о перемирии, а договор о мире, возвращение военнопленных должно быть обоюдным.

4. Демобилизация 50 процентов Финской армии, осуществляемая в течение мая месяца, и перевод на мирное положение всей финляндской армии, осуществляемый в течение июня и июля. (Этот пункт должен войти в договор, либо должен быть оформлен в виде отдельного советско финского соглашения, подлежащего подписанию одновременно с договором о мире или перемирии).

5. Возмещение убытков, причиненных Финляндией Советскому Союзу военными действиями и оккупацией советской территории, в размере 600 миллионов американских долларов, выплачиваемых в течение 5 лет товарами (бумага, целлюлоза, морские и речные суда, различное машинное оборудование).

6. Возвращение Советскому Союзу Петсамо и Петсамовской области, добровольно уступленных Советским Союзом Финляндии по мирным договорам 1920 и 1940 гг.

7. При условии принятия финской стороной изложенных выше шести условий, Советское Правительство считает возможным отказаться в пользу Финляндии от своих прав на аренду Ханко и района Ханко — без какой-либо компенсации».

Как видно из приведенного текста, в этих предложениях были конкретизированы пункты советских условий о демобилизации финской армии, о возмещении убытков; причиненных Финляндией Советскому Союзу военными действиями и оккупацией советской территории, и о Петсамо. Кроме того, был внесен новый пункт об уступке Ханко и района Ханко в пользу Финляндии.

Что касается финской делегации, то она не выдвинула никаких поправок к советским условиям перемирия и не внесла никаких своих предложений об условиях перемирия.

19 апреля, т. е: спустя три недели после вручения финнам указанных выше советских условий перемирия, Финское. Правительство сообщило через шведское министерство иностранных дел свой ответ на эти условия. Этот ответ гласил следующее:

«Финское Правительство получило предложения Правительства СССР относительно мира с Финляндией, которые были переданы 29 марта B уточненной форме представителям Финского Правительства тт. Паасикиви и Энкель. Эти предложения были предметом разбора и изучения Финского Правительства и были переданы на обсуждение сейма.

При этом было сочтено, что принятие этих предложений, которые отчасти не осуществимы уже по техническим причинам, в значительной степени ослабило бы и нарушило бы те условия, при которых Финляндия может продолжать существовать как самостоятельное государство, и наложило бы на финский народ тяготы, которые по единодушному компетентному свидетельству в значительной мере превосходят размеры его сил.

Вследствие этого Финское Правительство, которое серьезно стремится к восстановлению добрых и устойчивых мирных отношений со своим великим соседом на Востоке, сожалеет, что полученные им недавно предложения, которые были внимательно изучены, не представляют возможностей для осуществления этого стремления».

На это заявление Финского Правительства Советское Правительство направило 22 апреля следующий ответ:

«Советское Правительство получило 19 апреля ответ Финского Правительства на советские условия перемирия, переданные в Москве финской делегации в составе г.г.. Паасикиви и Энкель:

Советское Правительство принимает к сведению, что Финское Правительство в своем ответе отклонило советские условия перемирия, как базу для переговоров, и прекратило переговоры о перемирии».

Заявление Финского Правительства, что советские предложения якобы отчасти не осуществимы по техническим причинам, совершенно несостоятельно. Финская делегация в Москве такого рода вопросов вовсе и не ставила.

Попытка Финского Правительства уклониться от ответственности в отношении возмещения убытков, причиненных Финляндией Советскому Союзу военными действиями и оккупацией советской территории, ничем не может быть оправдана.

В результате нападения на Советский Союз и оккупации ero территории Финляндия причинила нашей стране колоссальные потери и убытки, которые она обязана возместить по всем правилам справедливости.

Списать с Финляндии этот долг означало бы — выдать премию агрессору за акты агрессии, грабежи и разрушения.

Ссылка Финского Правительства на то, что советские предложения наложили бы на финский народ тяготы, превосходящие размеры его сил, лишена основания, так как этот вопрос еще не был подвергнут обсуждению, и финская делегация в Москве не заявляла о том, что она считает вопрос о возмещении убытков главным вопросом восстановления мира.

Из переговоров с финской делегацией в Москве выяснилось, что главным вопросом для Финского Правительства является требование Советского Правительства об интернировании или изгнании немецких войск, находящихся в Финляндии. Финское Правительство утверждает, что принятие советских предложений якобы угрожает дальнейшему существованию Финляндии, как самостоятельного государства. Это, конечно, не верно. У нынешней Финляндии нет государственной самостоятельности. Она потеряла ее с того момента, когда впустила немецкие войска на свою территорию. Теперь дело идет о том, чтобы восстановить утерянную самостоятельность Финляндии путем изгнания немецких войск из Финляндии и прекращения военных действий. Известно, что в результате того, что Финское Правительство пустило на свою территорию немецкие войска для совместного нападения на Советский Союз, вся северная половина Финляндии оказалась в руках немцев, которые и являются здесь подлинными хозяевами, превратившими Финляндию в полуоккупированную страну. Но и в Южной части Финляндии Финское Правительство не обладает властью в полной мере. По сути дела Финское Правительство, добровольно сдав власть немцам в северной Финляндии, перестало быть хозяином в своем доме.

Финское Правительство в своих отношениях с немецкими фашстами зашло так далеко, что уже не может, да и не хочет, порвать с ними. Оно поставило свою страну на службу интересам гитлеровской Германии. Именно поэтому наиболее трудным вопросом для Финского Правительства оказалось требование об интернировании или изгнании немецких войск из Финляндии и о разрыве с Германией.

Нынешнее Финское Правительство не хочет изгнать немецкие войска из Финляндии. Оно не хочет восстановления мирных отношений. Оно предпочитает оставить свою страну в вассальном подчинении гитлеровской Германии».

После заявления т. А. Я. Вышинский дал ответы на многочисленные вопросы представителей советской и иностранной печати.