Плечом к плечу с наступающими войсками
Подвижные ударные войска, прорвав немецкую оборону, словно острый меч вонзились в тело врага, на десятках километров взламывая вражеские коммуникации. Среди соединений 1 го Украинского фронта в этом победном марше шел и 10-й Гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус.
Вслед за оперативной группой на автомашине двигалась редакция корпусной газеты с людьми и типографской техникой.
Тяжело груженая автомашина за несколько дней преодолела много препятствий. Липкий чернозем, особенно на грунтовых дорогах, местами превратился в густое черное месиво, местами – в озера грязи. Сотни танков рассекли землю так, что на под'емах невозможно было подняться без помощи тех же танков. Не раз работники редакции лопатами отрывали автомашину из засасывающей земли и, все же, двигались вместе с войсками вперед, на ходу выпуская газету для гвардейцев.
Bce ближе Каменец Подольск. Передовые части блокировали город и вели ожесточенные бои у древних стен этой могучей крепости. Редакция газеты остановилась невдалеке от места битвы.
Три часа потребовалось, чтобы выпустить очередной номер газеты с сообщением Совинформбюро и заметками о героических подвигах гвардейцев, разящих врага на улицах Каменец Подольска. Рано утром литературные работники забрали прямо из-под машины пахнущие свежей краской номера газеты и на проходящих танках спешили к месту яростных боев.
Еще стояло над городом зарево пожарищ, еще дымились подожженные гвардейцами немецкие машины на улицах города, еще автоматчики вылавливали из подвалов спрятавшихся там вражеских солдат и офицеров, а в одной из комнат бывшей гостиницы уже разложили походные кассы наборщики. Литературные сотрудники оформляли маленькие, поднимающие дух бойцов заметки о героях, первыми ворвавшихся в город.
В углу, в двух шагах от наборных касс, установлен радиоприемник. Все ждут приказа Верховного Главнокомандующего. Что скажет Сталин, как он оценит действия уральских танкистов.
Наконец слышен голос диктора. Он заставляет радостно биться сердца присутствующих. Ведь все они – добровольцы-уральцы, все они добивались вместе с другими гвардейцами высокой оценки вождя. Не дожидаясь конца приема, гвардии рядовые Брызгалова, Замараева и Вялкова из металлических букв плотного корпуса уже слагали слова о победе, слова о салюте Родины смелым и отважным танкистам.
Ночью и рано утром гвардейцы-уральцы читали слова благодарности вождя, слова, заставляющие сильнее биться сердца воинов. В ответ на благодарность Верховного Главнокомандующего танкисты еще ожесточеннее и точнее посылали стальные гостинцы на головы презренных немцев.
В этот день гул артиллерийских снарядов и разрывов с обеих сторон все увеличивался. К полудню разведчики донесли, что к городу подтянулись новые соединения вражеских войск, бежавших из-под Проскурова и Винницы. В Каменец Подольске враг думал хоть на короткое время задержать наше наступление и иметь выход к Днестру. И можно себе представить злобу и отчаяние отступавших гитлеровцев, когда их неоднократные яростные контратаки отбивались нашими воинами.
В этот сложный момент командование корпуса, в руках которого сконцентрировалась вся оборона, решило привести в движение все, что может помочь делу окончательного разгрома врага на подступах к городу. Для выполнения этой задачи командование использовало верное, испытанное большевистское оружие – печать. Было решено, чтобы коллектив нашей редакции выпускал и газету для гражданского населения города, используя для этого типографию и людей бывшей областной газеты.
Большое здание типографии находилось на горе рядом с огневыми позициями артиллеристов, в непосредственной близости к переднему краю, рядом с водонапорной башней, на которой развевалось красное знамя, водруженное танкистами-уральцами. Именно сюда – на позиции артиллеристов и на башню с алым полотнищем – немцы сконцентрировали огонь своих пушек.
Под гул артиллерийской стрельбы работники редакции уже обдумывали план номера, разыскивали адреса работников, работавших до немцев в редакции и типографии.
Первым пришел работать в свою газету 60-летний Павел Александрович Чесноковский, 45 лет проработавший наборщиком.
– Кроме верстатки с набором, придется держать винтовку, стоять в карауле, а может быть и драться с врагом, – предупреждающе пояснил ему я.
– Все понял и на все готов, – ответил старческим голосом патриот Чесноковский. – Только, вот, оружия у меня нет пока.
Тут же за спиной старика стоял его брат Петр Александрович с 20-летним сыном Игорем, тоже наборщики. Вскоре пришли наборщики Булатов и Томашевский, печатники Петрунин, Ружицкий и другие. К концу дня 12 рабочих типографии, вооруженные винтовками, приводили в порядок кассы, готовились к набору.
...Тревожная ночь. Улицы города освещены огнями пожарищ и змейками вражеских ракет. В то время, когда одни наборщики набирали материалы для обоих газет, другие во главе с Павлом Александровичем вели наблюдение за врагом.
Утром на следующий день жители Каменец Подольска были приятно поражены, когда на стенах некоторых домов и в руках счастливцев они увидели свою родную газету «Красный Кордон» с портретом и приказом любимого вождя и Верховного Главнокомандующего товарища Сталина, со сводкой Советского Информбюро, с сообщением о пуске городской электростанции. С упоением читали жители города свою газету и повторяли, как дети минуту восторга, слова призыва, которым открывался номер:
– Слава Красной Армии, освободившей Каменец Подольск!
Четыре дня и четыре ночи враг пытался просочиться в город. На позиции наших подразделений обрушились тонны артиллерийских снарядов, в небе кишели самолеты врага, сбрасывавшие бомбы, обстреливавшие из пулеметов всякого появившегося на улице. Коллектив редакции и типографии продолжал без устали трудиться, часто отрываясь от работы по боевой тревоге.
«Маленький гарнизон», как танкисты вызывали редакцию, был сплочен и горел одним желанием – ежедневно давать две газеты: одну – на передовую линию и вторую – жителям освобожденного города. И газеты выходили регулярно, призывая советских людей к стойкости, героизму на огневой позиции и на восстановление предприятий и городского хозяйства. И уже в третьем номере «Красный Кордон» в короткой заметке сообщил, что
хлебопекарня выдала первые три тонны хлеба, начал работать театр.
В условиях маневренной войны, глубоких рейдов в тылы противника, редакции воинских газет идут плечом к плечу с наступающими войсками. Ярким большевистским словом они зовут бойцов, офицеров и освобожденных от ига немцев советских граждан к полному разгрому врага. И там, где это бывает необходимым, работники фронтовой печати восстанавливают работу газет освобожденных городов и районов, поднимают советских людей на героические трудовые подвиги во имя нового возрождения нашей отчизны.
Ответственный секретарь редакции газеты, гвардии старший лейтенант Я. РЕЗНИК.