206 метров над уровнем моря. Самое высокое место на строительной площадке Широковского гидроузла. На три метра выше отметки 206 будет проходить, гребень будущей плотины, которая перегородит реку Косьву сорокаметровой стеной из камня и бетона. Стройные колонадки с красными флажками отмечают правый и левый пункты сопряжения плотины с берегом ширина створа на уровне гребня плотины составляет 425 метров. С окончанием строительства Широковское водохранилище будет иметь «лошадь зеркала в десятки квадратных километров с полным объемом в сотни миллионов кубометров воды. Будет затоплено около 4 тысяч гектаров земли. При двух турбинах годовая выработка электроэнергии Широковской ГЭС составит много миллионов киловатт-часов в год.

В состав основных сооружений Широковского гидроузла входят: плотина гидростанции, сопрягающие дамбы и транспортные установки, обеспечивающие сплав леса по реке. Объем главнейших строительных работ по основным сооружениям составляет: земельно-скальные — около 400 тысяч кубометров, бетонные — свыше 70 тысяч кубометров. каменные — около 300 тысяч кубометров.

Крупнейшая каменнонабросная плотина в Советском Союзе, запроектированная по типу Тепустанека в США, строится на северное Среднего Урала, в необжитых местах уральской тайги. 184 дня в году температура здесь ниже 0°. причем наиболее низкая температура достигает в январе — декабре — 45°. Полгода почва на глубине 0.4 метра находится в мерзлом состоянии. Почти две трети годового времени падает на дождливые дни и снегопад с метр.

(Не распознается) кажется сейчас приход сюда первых строителей. В то время костер в лесу, возле которого располагались люди с рюкзаками, топорами и пилами, представлял собою штаб строительного подразделения. Палатка с набросанной хвоей вместо постели — роскошные бытовые условия. Людей вокруг, за исключением лесника, не встречалось. Зато попадались медведи и лоси, приходившие на водопой к заросшим берегам. А когда выпал снег, дорогу на строительную площадку находили по лыжне или по компасу. Это была первая зима после разгрома немцев под Сталинградом.

Многие строители Широковской ГЭС приехали с Волги, с оборонных работ. Некоторые носят медаль «За оборону Сталинграда». В то время весть о героической 4волжской эпопее удесятерила их энергию и волю к победе над суровой природой Урала. Началась длительная борьба за устройство коммуникаций, жилищ, временных коммунально-бытовых и производственных зданий, связи и прочее. Прорубали просеки, устанавливали столбы, натягивали провода, отсыпали земляные насыпи, устраивали мосты и деревянные лежневые дороги для автотранспорта. Никто уже не помнит теперь, когда впервые в тайге загорелась электрическая лампочка, заговорил первый репродуктор.

За период подготовительных работ по освоению строительной площадки и подходов к ней было выполнено около трехсот тысяч кубометров земляных работ, построено свыше 40 километров деревянных автолежневых дорог, уложено более 20 километров узкоколейной дороги, протянуто 90 километров линии связи и свыше 10 километров высоковольтной электролинии, построено около 300 тысяч кбм производственных, жилых и коммунально-бытовых зданий. Выстроена фабрика фракционированная с подъездными путями к ней, бетонный и два лесопильных завода и т. п.

В настоящее время работы по сооружению ГЭС развернуты на правом и левом берегах.

На правом берегу сверху вина почти перпендикулярно течению реки проходит бетонный зуб плотины, ушедший в землю на глубину 5 — 6 метров, заканчивается кладка последних кубометров бетона в береговой части. Здесь проходит глазная оборонительная линия против будущего натиска волы. На высоте 4 метров, параллельно зубу, про ходит тяжелая эстакада узкоколейной железной дороги. По ней из правобережного карьера поступает камень для загрузки плотины и укладывается на растворе вплотную к бетонному зубу.

В котловане, огороженном барьером земляной перемычки, в том месте, где год тому назад протекала река, экскаватор свистками переговаривается с приезжающими за грунтом автомашинами-самосвалами.

На террасах, в стене котлована рабочие производят пневматическое бурение, расширяя котлован. Длинные шланги, по которым подается сжатый воздух, как черны» змеи обвивают каменные глыбы. Никакой мускульной силы на то. чтобы, ударяя кувалдой, забивать бур бурильщикам не требуется применять. Это делает за них сжатый воздух. Объем земельно-скальных работ по плотине и ГЭС в текущем году составляет свыше. 150 тысяч кубометров.

Недалеко от котлована расположен бетонный завод. В 500-литровых бетономешалках здесь рождается высококачественный бетон-ткань, покрывающая железный скелет арматуры здания ГЭС. Готовый бетон грузится в опрокидывающиеся вагонетки и доставляется к ме сту укладку, заполняя пространство между торчащими кверху. загнутыми прутьями арматуры блоков Блок это часть кусочек сооружения. Каждый из них имеет особую форму, номер и место в соответствующем ярусе кладки. Уже многие десятки блоков, недавно существовавшее лишь на проектах и рабочих чертежах. превратились я реальные, Уложенные в дело частички ГЭС. От десятков и сотен счет кладки бетона перешел на десятки тысяч кубометров. Всего в этом году должно быть уложено в искусственные сооружения свыше 30 тысяч кубометров бетона.

Река, на которой строится ГЭС. обычно спокойная, становится грозной и бушующей в весенний паводок В стесненныхместах она ревет и пенится, размывая берега и ворочая упавшие в нее каменные глыбы. Для того, чтобы в таком возбужденном состоянии река не разрушила результатов упорного труда строителей в 1943 году и не сорвала графика выполнения намеченных работ, строителям пришлось принимать серьезные меры. Постоянный ряжевый мост, через который направляются грузы, поступающие на левый берег, был разобран, камень из ряжей убран и сами ряжи сняты. Для связи с левым берегом был перекинут висячий мост—одно из красивейших сооружений временного типа на строительной площадке. Немного ниже по течению реки был устроен паром, на котором переправлялись машины, нагруженные цементом. В особенно напряженный момент, когда паром еще не был готов, а сообщение с левым берегом поддерживалось только через- висячий мост над кипящей рекой, цемент подвозился лошадьми по этому мосту. Несмотря на все эти трудности, связанные с пропуском весенних вод, кладка бетона не прекращалась ни днем, ни ночью.

Одной из больших проблем, стоящих перед строительством Шпроковской ГЭС. является организация работ по заготовке и, транспортировке камня для плотины, такая организация, которая обеспечивала бы суточную интенсивность наброски в 1000 кубометров. Общий объем камня, который требуется уложить в плотину составляет около 300 тысяч кубометров. Чтобы отсыпать плотину до отметки 206 не одна гора прекратит свое многовековое существование будет взорвана и срыта. Пои вскрышных работах на каменном карьере, в строительном подразделении, где начальником тов. Мичко. производились одновременные взрывы до 30 тонн взрывчатых веществ. Из разрабатываемых в настоящее время карьеров камень доставляется в тело плотины узкоколейной железной дорогой.

Для повышения творческой инициативы инженерно-технического и производственного персонала строительства к решению вопроса об организации работ по отсыпке камен, но набросной плотины проведен общестроительный конкурс. Творческая инициатива коллектива не впервые приходит на помощь строительству Широковской ГЭС. В начале текущего года на строительстве был проведен смотр организации труда. Подано 213 рационализаторских предложений Часть из них. реализованная и принятая к реализации, даст строительству десятки тысяч рублей годовой экономии.

Привлечение широких масс к вопросам рационализации производственных процессов оказало значительное влияние на поднятие производительности труда. Выработка на один человеко-день на строительно-монтажных работах увеличилась за период смотра по земляным работам на 4 процента по рубке ряжей — на 63,6 процента, по лесопилению — на 48,2 процента и т. д.

В связи с развертыванием основных работ по строительству ГЭС сильно возрастает применение механизации. Количество экскаваторов и паровозов на земельно-скальных работах увеличивается в 2 1/2 раза, мотовозов — в З 1/2 раза.

Закончилось строительство железнодорожной ветки до новой, еще не обозначенной на карте станция Широковская.

Бытовые условия строителей на Широковском створе значительно улучшились. Все жилые и служебные помещения отеплены и оштукатурены. Квартиры и общежития радиофицированы. Часто бывает звуковое кино. Выстроена новая большая школа. К зиме учащиеся обеспечены теплой одеждой я обувью. В библиотеке-передвижке читатели могут получить не только книги на русском языке, но и литературу на иностранных языках 27 годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции строители отмечали в новом клубе.

Наступила зима. Это — решающий период для строителей Широковской ГЭС. До сих пор река оттеснялась к правому берегу, в то время как на левом возводились искусственные сооружения. В ближайшие два месяца надо закончить левобережный комплекс и, преградив естественное русло реки перемычкой, устремить ее воды по новому бетонному руслу. В начале 1945 года широким фронтом раз вернутся земляные бетонные и каменные работы в правобережной части. В связи с этим резко повышаются требования к организации производства, использованию людских и материальных ресурсов. На строительстве широко развертывается социалистическое соревнование за выполнение графика работ, за присвоение звания «фронтовая бригада». Особенно больших успехов достигли Комсомольско-молодежные бригады бетонщиков тт, Аллеса и Детуеля, укладывающие свыше 200 кубометров бетон в смену против 70 — 90 кубометров в летние месяцы.

Победы героической Красной Армии, под верховным командованием маршала Советского Союза товарища Сталина громящей фашистского зверя в его собственном логове воодушевляют строителей Широковской ГЭС на новые трудовые подвиги в борьбе за выполнение в срок задания партии и правительства — дать белый уголь растущей промышленности Урала.

В. ТИХВИНСКИЙ.

Широковский створ.