Наши войска вторглись в Восточную Пруссию23 октября — знаменательная дата в истории Отечественной войны. В этот день московский салют возвестил, что войска генерала армии Черняховского, перейдя в наступление, прорвали долговременную, глубоко эшелонированную оборону немцев, прикрывавшую границы Восточной Пруссии, и вторглись в пределы Восточной Пруссии.
Линии траншей полного профиля, минные поля, густая сеть проволочных заграждений, спирали Бруно, большое количество мощных железобетонных дотов, множество открытых пулеметных площадок, противотанковые рвы - таков характер вражеских оборонительных рубежей на подступах к Восточной Пруссии. И таких хорошо подготовленных рубежей перед вражеской территорией было несколько. Они расположены с интервалами 3—4 километра один от другого. А дальше за ними простиралась целая система мощных укрепленных районов, насыщенных железобетонными сооружениями. Сотни артиллерийских батарей, расположенных на переднем крае и в глубине обороны, прикрывали подходы к укрепленным районам противника.
Вторжение на вражескую территорию тщательно готовилось всеми родами наших войск. Все - от солдата до генерала-—с нетерпением ждали момента, когда они начнут бить фашистов на их территории. Днем и ночью к исходным позициям шли танки, орудия, машины с боеприпасами и горючим. Сплошным потоком двигались грузовики. Самолеты непрерывно барражировали над линией фронта, не давая возможности немецким разведчикам наблюдать за передвижением наших дивизий, переброской техники.
Штурм начался массированными налетами нашей авиации. Ранним утром в действие вступила советская артиллерия. Сотни батарей били по заранее засеченным целям. Орудийная канонада страшной силы продолжалась два часа. Огненный смерч бушевал в расположении противника. Оборонительные сооружения фашистов рушились от могучих ударов наших артиллеристов.
В самый разгар артиллерийской подготовки в воздух взмыли штурмовики Н-ской части. Герой Советского Союза Михаил Смильский повел первую шестерку самолетов. Летчики нанесли большой урон противнику.
Но на мгновение смолкла артиллерийская канонада, прекратились разрывы авиационных бомб. В этот момент наступившую грозную тишину нарушило могучее «ура». В наступление поднялась советская пехота. Каждый из наших бойцов, поднимаясь в атаку, горел одним желанием—первым ворваться в немецкие траншеи, первым дойти до немецкой границы, первым вступить на немецкую землю с карающим мечом..
Вновь загрохотали орудия. Прижимаясь к огненному валу, пехотинцы приближались к расположению противника, а затем стремительным броском ворвались во вражескую оборону. Вспыхнули рукопашные бои. Гитлеровцы дрогнули и стали отступать.
Преследуя противника, наши части освобождали последние километры земли Советской Литвы. Истребляя гитлеровцев, сокрушая их оборонительные рубежи, пехотинцы, танкисты и артиллеристы вторглись на немецкую территорию. Это была непередаваемая минута, о которой многие мечтали, уничтожая немцев еще в Подмосковье и на Смоленщине, в Белоруссии и на литовской земле. Охваченные яростью боя, советские солдаты и офицеры уничтожали врага в его логове. На границе Восточной Пруссии развернулось сражение огромного масштаба. В воздухе, куда ни бросишь взгляд, идут советские штурмовики и бомбардировщики. Между ними лавируют быстрокрылые истребители. Над землей густые облака пыли. Под прикрытием танков в атаку идет пехота. За тягачами движутся тяжелые гаубицы. В ходе боя они меняют огневые позиции. Сражение отодвигается все дальше и дальше на запад. Вот уже советская гвардия наносит сокрушающие удары вражеским войскам на улицах немецкого города Ширвиндт.
Овладев городом Ширвиндт, части Красной Армии стремительно про- двигались в глубь вражеской территории, с боями занимали другие опорные пункты противника, расположенные на территории Восточной Пруссии. Враг неистовствовал. Он предпринимал одну контратаку за другой. Немцы вводили в бой новые
части пехоты и большие группы танков и самоходных орудий. В воздухе активизировалась гитлеровская авиация. Но ничто не могло остановить наступление наших воинов. Контратаки противника кончались полным провалом.
Большой урон наносили противнику наши танковые подразделения. Сметая на пути вражеские засады, отражая удары самоходных орудий, танковые экипажи мчались вперед на запад. Нередко танкисты, не дожидаясь подхода пехоты, расширяли прорыв в немецкой обороне и продвигались дальше. В районе одного важного опорного пункта противника советские танковые подразделения перерезали ряд рокадных шоссейных дорог, отрезав пути отступления большой группировке немцев.
В ходе боев гитлеровцы несут тяжелые потери. В траншеях, дотах на блиндажах валяются тысячи трупов немецких солдат и офицеров. Трупами гитлеровцев буквально усеяны дороги, предместья, окраины и улицы крупных населенных пунктов. Взятый в плен командир роты тяжелых орудий на допросе заявил, что, кроме него, в роте уцелели два солдата. Такой же урон понесли и многие другие немецкие подразделения.
На фронтовых дорогах, на подступах к захваченным немецким городам, на улицах населенных пунктов - сотни разбитых немецких орудий, танков, самоходных пушек, бронетранспортеров. Советские части захватили большие трофеи.
Войска 3-го Белорусского фронта продолжают успешное наступление.
К. ПУХОВ.
Восточная Пруссия, 24 октября (Спецкорр. ТАСС)