О научно-просветительной пропаганде
Спустя два с половиной месяца после победы Октябрьской революции В. И. Ленин на III Всероссийском с'езде Советов заявил: «Раньше весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь же все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием...»
Ленинские предначертания осуществлены, Сталинский гений, большевистская, партия обеспечили высокое развитие производительных сил в нашей стране, невиданный расцвет культуры, науки, техники, искусств. Советское государство создало широкую сеть высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, опытных станций, школ, домов культуры, клубов. Просвещение стало общедоступным—всем без исключения гражданам нашей страны.
Советские люди проявляют большой интерес к знаниям. В народе таятся огромные творческие силы, чудесные дарования. Научно-просветительная пропаганда содействует тому, чтобы каждый член нашего общества полностью выявил и до конца развил свои способности в интересах общего дела. Научно-просветительная пропаганда вооружает широкие массы, помогает успешно преодолевать сохранившиеся еще пережитки бескультурья, суеверий, предрассудков.
Научно-просветительная пропаганда среди населения должна вестись повседневно. Между тем в последнее время партийные организации, наркомпросы союзных республик ослабили внимание к этому важнейшему участку идеологического фронта. Органы народного образования не устраивают лекций для широких массе трудящихся на естественно-научные темы. Партийные же организации не оказывают наркомпросам необходимой помощи в привлечении культурных сил. Такое отношение к просветительной работе наблюдается, например, в Ивановской области, о чем недавно сообщалось в "Правде". Иваново — большой промышленный и культурный центр. Но тщетны будут ваши поиски, если пожелаете послушать публичную лекцию о науке, технике, культуре. К сожалению, такую же картину можно наблюдать в Казахстане, в Бурят-Монголий и в ряде других
республик и областей. В большом долгу перед населением и другие организации, призванные заботиться о культурном росте масс. В частности, издательства почему-то перестали выпускать популярную литературу, а журналы мало печатают статей по естественно-научным вопросам. Ощущается огромная потребность в наглядных пособиях, в кинокартинах и радиопередачах на естественно-научные темы. Однако и то и другое отсутствует. Ясно, что с таким положением нельзя мириться.
Что следует сделать, чтобы коренным образом улучшить постановку научно -просветительной пропаганды? Прежде всего покончить с недооценкой ее органами народного образования. Организация научно- просветительной пропаганды — важный участок идеологической работы — особенно нуждается в повседневной помощи райкомов, горкомов, обкомов и ЦК компартий союзных республик.
В каждом городе, районном центре или поселке найдутся люди, хорошо знающие ту или иную отрасль науки, способные прочитать лекцию, провести беседу. Это прежде всего‚ учителя, врачи, агрономы, зоотехники и другие представители советской интеллигенции. Их и надо широко привлечь для научно-просветительной пропаганды. Об этом должны позаботиться органы народного образования, особенно сельских районов. Они в первую очередь обязаны организовать массовые лекции, беседы для населения.
Заслуживает широкого распространения опыт раменских комсомольцев Московской области. Они регулярно устраивают лекции на естественно-научные темы, пользующиеся большой популярностью у населения. Раменские. комсомольцы привлекли для чтения лекций не только местную интеллигенцию, но и крупнейших ученых Москвы. Ученые прочитали лекции на темы «О происхождении жизни на земле», «О научных открытиях великого русского физиолога И. П. Павлова», «О необычайных небесных явлениях».
Научно-просветительная пропаганда должна быть массовой и доходчивой. Задача заключается в том, чтобы охватить ею самые широкие слои трудящихся. Просветительную работу можно и должно с успехом организовать в любой избе-читальне. Примеров таких - множество. Большой популярностью среди колхозников пользуется в Вологодской области Марковская изба-читальня. Местная сельская интеллигенция принимает активное участие в просветительной работе: участковый агроном Ковалева руководит агрономическим кружком, зоотехник Грибанова--зоотехническим, медработник Родионова - ячейкой санитарной обороны. Всё свое свободное время от дают просвещению колхозников учительница Рогозина, заведующая избой-читальней Шугаева. Этот небольшой, но энергичный. коллектив проводит беседы, устраивает вечера вопросов и ответов, дает справки, словом, ведет разностороннюю естественно-научную пропаганду. Пусть плодотворная деятельность марковской интеллигенции послужит примером. для всех наших работников культурного и научного фронта! Каков должен быть характер научно-просветительной пропаганды? Основным ее содержанием должно быть материалистическое об’яснение явлений природы и информация о достижениях науки, техники, культуры. Для населения, особенно деревенского, следует широко организовать лекции, беседы, громкое чтение популярных брошюр и статей о строении вселенной, о происхождении солнца и земли, об основных астрономических явлениях, о возникновении и развитии жизни, о происхождении человека и строении человеческого тела, о жизни растений, животных, о причинах болезней и о борьбе с ними, а также о научных основах земледелия и животноводства, о мерах повышения урожайности и продуктивности животноводства, об энергии и ее использовании и т. п. .
Лекции должны быть популярными, доходчивыми и вместе с тем соответствовать современному уровню науки. Для иллюстрации желательно использовать наглядные пособия, плакаты, диапозитивы, карты, экспонаты. Полезно также устройство физических ‘и химических опытов.
Было бы хорошо, если бы комсомольские организации проявили инициативу и начали собирать массовую научную литературу, зачастую разбросанную где попало и столь нужную сейчас для деревенских домов социалистической культуры, для изб-читален.
В свою очередь наркомпросы республик обязаны позаботиться об издании научно-популярной литературы, об изготовлении наглядных пособий, а Комитет по делам кинематографии при Совнаркоме СССР - о выпуске полнометражных и короткометражных фильмов о достижениях науки и техники.
Организация научно-просветительной пропаганды среди населения — большое и нужное дело. «Все дается знанием, победа—тоже»,—говорил Максим Горький. Долг партийных организаций-—помочь гражданам нашей страны приобретать научные знания, всемерно содействовать в масс.
(Передовая «Правды» за 28 октября)