Колхоз «Труд» – одна из крупнейших артелей в Пермско-Ильинском районе. Об этом можно судить хотя бы по одному только яровому клину, который вместе с овощами и картофелем занимает площадь в 832 гектара. В хозяйстве 7 полеводческих бригад и государственный сорто-испытательный участок. Колхоз имеет 135 рабочих лошадей и кроме того, конетоварную ферму. Людей, которые могут быть использованы на полевых работах — около 200 человек. Нынешней весной Сретенская МТС направила для работы в колхоз 4 трактора.

Многие годы артель «Труд» славилась в районе высокими урожаями образцовым состоянием животноводства.

За годы Отечественной войны многие коммунисты ушли в Красную Армию защищать Родину. Но партийная организация количественно почти не уменьшилась. Она пополнялась за счет лучших колхозников, за счет сельской интеллигенции. И сейчас в ней насчитывается 6 членов и 6 кандидатов ВКП(б). Большинство коммунистов работает непосредственно в колхозе. Председатель колхоза – член партии Гуляев, кандидаты ВКП(б) Поносов и Ромашев – руководители полеводческих бригад. Руководство МТФ и СТФ находится в руках членов партии А. Гуляевой и М. Сапожниковой. Председателем ревизионной комиссии является инвалид Отечественной войны, член партии Кокаровцев, который вот уже 3 месяца работает секретарем парторганизации. Колхоз «Труд» является единственным в Посадском сельсовете и коммунисты – работники сельсовета — учителя местной школы и другие состоят на учете в этой же колхозной парторганизации.

Однажды, выступая на 14 сессии райсовета и на собрании партактива, председатель колхоза Гуляев сказал:

– К севу колхоз готов по всем показателям. С планом весенних работ мы справимся и добьемся урожая зерновых не менее 16 центнеров с гектара. Нам нужна только помощь в наведении порядка в севооборотах.

В районе не сомневались в том, что колхоз «Труд» успешно справится с посевными работами, ибо для этого он располагает всеми возможностями.

Начался массовый сев. Первая пятидневка не дала ожидаемых результатов. По плану колхоз должен был засевать ежедневно по 72 гектара, а фактически засевал по 30 гектаров. К 15 мая план посева был выполнен только на 11 процентов и колхоз занимал 18-е место в районе. Сроки сева, естественно, затягивались.

18 мая парторганизация обсудила вопрос о ходе сева. По плану колхоз «Труд» должен был через неделю, т. е. к 25 закончить сев зерновых, а план не был выполнен и на четверть. Конечно, за неделю наверстать упущенное было трудно, но значительно поправить ход дела можно было. Казалось, после собрания коммунисты должны были сделать все, чтобы мобилизовать и парторганизацию, и комсомольцев, и всех колхозников на решительное исправление положения. Но это не было сделано. Заслушав доклад председателя колхоза т. Гуляева, общее собрание вынесло решение, в котором говорилось: «Председателям сельсовета и колхоза заслушать бригадиров и прикрепленных товарищей к бригадам». И это все. Вышло так что на собрании не были вскрыты причины отставания колхоза, значит не было найдено и средств для их исправления. А между тем, в артели имелось много серьезных недостатков, в значительной степени зависящих от парторганизации. Что упустила в своей работе парторганизация?

– Тягло подводит нас, — говорили коммунисты.

Но ведь на всех. даже районных собраниях руководители колхоза и сельсовета заверяли, что лошади хорошо подготовлены к весне. А когда начался сев, то в первые же дни бригадиры жаловались:

— Что будем делать, Александр Иванович? — Ведь лошади-то плохие, да и людей не хватает.

И действительно, в бригадах по 4—5 лошадей простаивали целыми днями. А руководители колхоза и коммунисты только разводили руками, не принимая никаких мер.

Правильна ли была другая ссылка на то, что не хватает людей? Парторганизация не проверила это, не потребовала от коммунистов выяснения вопроса, хотя это надо было сделать в первые же дни сева.

Разве не мог знать ранее секретарь парторганизации тов. Кокаровцев, что колхозница Карашевской бригады А.И. Терапугина выходит на работу только по желанию, а агитатор коммунистка А. Гуляева в этой бригаде со спокойной совестью отчитывалась, что агитмассовая работа проводится ежедневно?

А разве неизвестно было коммунистам, что в Опутянской бригаде на работу не выходило каждый день по несколько человек? Плохая дисциплина была и в других бригадах. Вот почему нехватало людей для работы на лощадях. Сам секретарь парторганизации Кокаровцев теперь говорит:

– Агитмассовую работу за последнее время мы ослабили. Особенно слабо работают агитаторы – учителя, которые после окончания учебного годя редко стали заглядывать в бригады.

«Слабо работает редколлегия стенгазеты. Газета выходит очень редко. О ходе сева говорится в ней мало, материал – устаревший, до сих пор о газете висят заметки о реализации займа».

Коммунисты колхоза смотрят равнодушно на работу тракторной бригады, считая, что ею должна заниматься парторганизация Сретенской МТС. А между тем, трактористы предоставлены самим себе. Из МТС к ним никто не ездит, а если и бывает кто, то толку от этого ни на грош. Машины простаивают целыми днями. В результате 4 трактора на 10 июня обработали только 157 гектаров вместо 400 по плану. Разве не долг парторганизации артели выяснить причины простоя тракторов, связаться с парторганизацией МТС и потребовать от руководителей МТС наведения порядка. Ведь это было бы в кровных интересах колхоза. Однако, и это не было сделано.

Парторганизация не опирается в своей повседневной работе на комсомольцев, а ведь их в колхозе насчитывается 11 человек. Это большая сила. Однако, комсомольцы и молодежь недостаточно вовлекают в решение больших хозяйственных вопросов.

Парторганизация очень робко, неуверенно предъявляет требования правлению колхоза, считая, что председатель Гуляев располагает богатым опытом руководства и сам может в трудных условиях решать вопросы. Это неверно. Коммунисты должны интересоваться большими и малыми делами, реагировать на все события колхозной жизни и помогать правлению колхоза преодолевать трудности.

Мы указали только на основные недостатки в работе парторганизации. Их гораздо больше. Впереди предстоит решать еще более ответственные задачи. Надо приступать к подъему паров. Не за горами сеноуборка, прополочные работы, а затем уборка урожая и хлебопоставки.

Ошибки, допущенные в ходе весенне посевной кампании, должны быть учтены парторганизацией и немедленно исправлены. Надо проявлять больше инициативы, смелей и оперативней решать вопросы, быть более требовательной к коммунистам, не взирая на их положение. И если парторганизация добьется этого, то она добьется и восстановления славы колхоза «Труд», оказавшегося отстающим в весеннем севе.

П. Казымов – спецкорр. «Звезды»