Контуры Международной Организации Безопасности

(Передовая «Правды» за 11 октября).

Сегодня в нашей газете публикуется сообщение о результатах предварительных переговоров, которые делегация Правительств Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании вели в Вашингтоне по вопросу о создании Международной Организации Безопасности. Основой для переговоров в Вашингтоне служило решение Московской конференции, 19-30 октября 1943 года, на которой руководители внешней политики Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании признали «необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства — большие и малые». Исходя их этого решения, делегации трёх ведущих держав выдвинули в Вашингтоне предложение о создании такой организации под названием «Объединённые нации» и разработали контуры статута этой организации. Эти предложения ещё не по всем пунктам окончательно рассмотрены, но они безусловно заслуживают внимания широких кругов общественности, как первый шаг на пути к послевоенному сотрудничеству миролюбивых народов в интересах обеспечения всеобщего мира и безопасности.

Когда делегации трёх ведущих миролюбивых держав в Вашингтоне приступили к своей работе, они, несомненно, сознавали необходимость избежать повторения сугубо отрицательного опыта, полученного в результате существования Лиги наций, организованной после первой мировой войны. Как известно, эта незадачливая международная организация, как будто созданная для поддержки «вечного мира», ничего серьёзного не предпринимала для предотвращения или подавления грубейших актов агрессии, - ни против итало-германской интервенции в Испании, ни против итальянской агрессии в Абиссинии, ни против всей серии гитлеровской агрессии в Европе, ни против других актов агрессии. Лига наций фактически всё время тормозила борьбу миролюбивых народов против агрессии и, наконец, закончила свою бесславную историю в буре величайшей разрушительной войны, затеянной наглейшим захватчиком, которого Лига никак не хотела обуздать.

Характерно — и это можно отметить как положительный признак, - что ныне ни один серьёзный политический деятель во всём мире не решается предложить воскресить Лигу наций, даже имя её похоронено в презрительном безмолвии. Но, конечно, из печального опыта Лиги наций отнюдь не следует вывод, что надо отказываться от задачи создания организации для коллективного участия всех миролюбивых государств в деле обеспечения международной безопасности. Нет, из него следует лишь тот вывод, что при осуществлении такой задачи необходимо серьёзно учесть отрицательный опыт истории Лиги наций и избежать её недостатков. Результаты переговоров в Вашингтоне свидетельствуют, что делегации трёх держав в этом отношении нашли правильный путь.

Существенно новое в предложениях, разработанных в Вашингтоне, состоит не столько в определении целей и задач будущей международной организации, сколько в разрешении вопроса о её руководящем органе. Общие цели, задачи и принципы были в статуте Лиги наций провозглашены неплохие, но все они остались на бумаге.

В документе, разработанном в Вашингтоне, найдено в общем правильное решение задачи сочетания широкой демократии с созданием дееспособного руководства организации. В Генеральной Ассамблее (в общем собрании) организации будут представлены все её члены — все миролюбивые государства, а в Совете Безопасности, который отчитывается перед Генеральной Ассамблеей и действует от имени всех членов организации, будут представлены 11 государств. В целях обеспечения быстрых и эффективных действий организации главная ответственность за поддержание мира и безопасности возлагается на Совет Безопасности. Все члены организации обязуются соглашаться с решениями Совета Безопасности и выполнять эти решения в соответствии с положениями статута. Совет должен будет играть серьёзную роль в деле предотвращения и подавления агрессии. Для этого Совету Безопасности предлагается предоставить все необходимые права и возможности, возложив на него соответственно и главную ответственность.

В предложениях относительно состава Совета Безопасности учтена особо важная роль ведущих миролюбивых держав, которые в ходе нынешней войны своим боевым содружеством и своими огромными усилиями обеспечили успех борьбы с таким опасным агрессором, как гитлеровская Германия. В Совете Безопасности отведены постоянные места четырём мировым державам — Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании и Китайской республике (позднее — в надлежащее время, как говорится в опубликованном документе, - предполагается предоставить постоянное место также Франции). Для заполнения непостоянных мест в Совете Генеральная Ассамблея избирает шесть государств на двухгодичный срок. Это означает, что ведущие мировые державы в качестве постоянных членов Совета Безопасности ставятся в особое положение в том смысле, что на них возлагается главная ответственность за осуществление задач международной организации безопасности. Эта важная особенность связана с тем, что только эти великие державы располагают реальной силой, достаточно мощной для обеспечения всеобщей безопасности, что именно они, как показал весь опыт нынешней войны, могут обуздать любого агрессора, если только будут действовать сообща, согласованно и единодушно. Без единства действий ведущих мировых держав нет надёжной гарантии для обеспечения всеобщего мира и безопасности. Это доказано всем ходом истории после первой мировой войны. При существовании Лиги наций все агрессивные государства и прежде всего гитлеровская Германия воспользовались для подготовки и развязывания войны именно отсутствием согласия между великими державами. В этих условиях даже лозунги сохранения мира были использованы гитлеровцами и их подголосками в демократических странах для облегчения агрессии путём изоляции каждой очередной жертвы.

В свете этого исторического урока ясно, какое решающее значение имеет установление в статуте Международной Организации Безопасности такого принципа, при котором принятие любого решения в Совете Безопасности предполагает согласие всех его постоянных членов. В вашингтонских переговорах по вопросу о порядке голосования в Совете Безопасности этот важный принцип встретил единодушное одобрение, как общее правило. Однако этот вопрос не был окончательно рассмотрен, так как мнения разошлись насчёт того, следует ли этот принцип применять последовательно при решении всех вопросов в Совете Безопасности. Было выдвинуто предложение сделать исключение из общего правила в том смысле, что если вопрос касается спора, затрагивающего того или иного постоянного члена Совета, то этот член должен быть лишён права участвовать в голосовании. Такое исключение из правила, требующего при решении вопросов согласованности и единогласия постоянных членов Совета, было бы чревато явной опасностью для единства действий ведущих держав, безусловно необходимого для успешной деятельности Международной Организации Безопасности. Совершенно ясно, что именно в вопросах, которые непосредственно затрагивают того или иного из постоянных членов Совета, больше всего подвергалось бы опасностисодружество великих держав, если бы такой член Совета лишился права участвовать в решении, а другие приняли бы решение без него и тем более против него. Такой порядок подорвал бы самую основу успешной деятельности Совета Безопасности.

Согласие между ведущими мировыми державами было признано в исторической декларации Тегеранской конференции как основа обеспечения прочного мира. В этой декларации руководители трёх ведущих миролюбивых держав заявили:
«Что касается мирного времени, то мы уверены, что существующее между нами согласие обеспечит прочный мир».

Эти слова указывают на краеугольный камень реальной и успешной международной политики в деле организации прочного мира после нынешней войны.

Согласие между главными миролюбивыми державами является единственной надёжной основой, из которой можно и нужно построить Международную Организацию Безопасности. И статут Совета Безопасности должен поставить принцип согласованности и единогласия между этими державами обязательным условием для разрешения любого вопроса в Совете. Этот принцип не должен допускать никаких исключений, никаких оговорок. Статут, игнорирующий этот принцип, не закрепит, а подорвёт согласие между постоянными членами Совета, и тогда всё здание международной организации окажется построенным на песке.

Надо надеяться, что дальнейшее обсуждение вопроса остатуте будущей международной организации приведёт к последовательному применению принципа согласованности и гармонии между постоянными членами Совета Безопасности и тем самым обусловит успешное осуществление плана создания действительно эффективной организации для поддержания мира и безопасности. Все миролюбивые народы, большие и малые, в этом сугубо заинтересованы.

Советский Союз, который всегда был и будет верным оплотом всеобщего мира, готов и впредь всеми силами содействовать успеху этого дела.