КИНО

«ЗОЯ»

Б. Михайлов

Фильм «Зоя» ждали с нетерпением. И, вот, наконец, на улицах Молотова появились афиши, объявляющие о нём. У кинотеатра «Художественный» непрерывно толпится народ, жадно желающий увидеть в кино светлый образ любимой героини.

Л. Арнштам и Б. Чирсков — авторы сценария — сумели в кратких хроникальных картинах, тесно связанных общей идеей, показать, напомнить, оживить в памяти зрителей всё, чем жил Советский Союз до войны. Клятва великого Сталина над гробом Ильича, пятилетки, строительство мощной индустрии, рост социалистического хозяйства, создание колхозов — дни, в которых росли Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Лиза Чайкина, Александр Матросов и сотни других героев, чьи имена зажглись сейчас ярким сиянием любви и беззаветной преданности своей родине. Постановщик Л. Арнштам не вносил каких-либо широких драматических сцен в фильм. Он только бегло успел перелистать одну за другой страницы из жизни юной героини. Просто и обычно показана жизнь. В этом и заслуга постановщика.

Кратки, убедительны штрихи биографии Зои. Они рассказывают нам о наиболее запомнившихся Зое впечатлений детства, повлиявших на её формирование. Она смотрела картинки о строительстве Днепрогэса, видела поднимающийся в неизведанные высоты стратостат, встречала, вместе со всеми москвичами, возвратившихся из знаменитых полётов в Америку Чкалова и Громова, проходила в рядах физкультурниц по Красной площади Москвы, обратив свой взор к трибуне мавзолея — туда, где улыбался, приветствуя колонны трудящихся столицы, великий Сталин. Это волнующая хроника её жизни.

Девочка пришла в одну из московских школ, здесь росла, дружила, читала книги, танцевала на весёлых вечерах и вступала в боевые ряды ленинско-сталинского комсомола.

Детство Зои было так похоже на юные годы многих и многих молодых советских бойцов и тружеников, кующих сейчас победу на войне и в тылу, продолжающих великое дело, за которое отдала она свою светлую жизнь. Дочерью народа зовём мы её. В образе этой героини выражены лучшие черты советской молодёжи.

Только в некоторых частях фильма Зоя показана чересчур серьёзной девочкой, всегда строгой к себе и другим, не участвующей в безобидных школьных шалостях. Это несколько снижает живой образ Зои. Но фильм лаконичен и может быть так и нужно вести линию хроники основными главными штрихами.

Тревожные дни. Враг подступил к столице. Зоя Космодемьянская, ни минуты не колеблясь, уходит вместе с многочисленными дружинами московского комсомола в леса, в партизанские отряды. В мужской одежде, коротко остриженная, нахлобучив ушанку, идёт она по сугробам к железнодорожной линии. Артистка Галина Водяницкая, играющая роль мужественной героини, всем лицом своим, твёрдым взглядом широко открытых и немного удивлённых глаз показывает волю и силу этой девушки. Не сломить этой силы. Вот она на телеграфном столбе перерезает провода, вот она взрывает мосты на занятой врагом территории, схватывается с фрицами в лесу, выручая боевых товарищей.

Таней называют её теряющий сознание боец. Тоже хорошее русское имя. И многие партизаны уже зовут Зою новым именем.

Однажды Зоя не вернулась с очередного задания. Она попала к немцам. За колючей проволокой босую, в ночной рубашке гоняют её по снегу деревни Петрищево. Леденеют волосы на голове, исцарапаны помороженные ноги, горит всё израненное тело, но Зоя молчит. Враги не услышали ни стонов, ни одного слова о том, кто она и откуда, не выведали ничего о партизанах. Мужественная девушка погибла на виселице, не выдав боевых друзей. Слава о ней звучит по земле. Последние её слова, сказанные перед виселицей, особенно врезаются в память:

- Это счастье — умереть за свой народ!.. Эй, товарищи! Бейте, травите фашистов! Мы непобедимы!.. Сталин придёт!..
С именем Сталина на устах гибнет Зоя За светлое будущее своего народа, за победу . Которая занимается неугасимой зарёй над открытым горизонтом.
В заключении фильма ярко и динамично переданы талантливо смонтированные оператором А. Шеленковым картины боёв. Полны света радости глаза Зои. Они видят идущие в бой советские танки, сверлящие небо краснозвёздные самолёты, нацеленные на врага автоматы, мужественные лица бойцов, грудью защищающих своё отечество. Они видят грядущую победу.

К фото на первой странице


Кадр из фильма.
«Зоя» - новый художественный фильм. Авторы сценария Л. Арнштам и Б. Чирсков, постановщик Л. Арнштам. Режиссёры И. Фрэз и В. Сухобоков. Производство киностудии «Союздетфильм», 1944 год.