На утреннем заседании сессии 16 июня с докладом о подготовке школ к новому учебному году выступил заместитель председателя облисполкома т. Назаровский. Докладчик глубоко и всесторонне проанализировал работу школ в истекшем 1943-54 учебном году, остановившись на важнейших решениях партии и правительства о школе, опубликованных в этом году, и тех изменениях, которые они вызвали в работе школ области.

Задача коренного улучшения качества учебно-воспитательной работы с учащимися еще не решена, а в ряде школ в этом направлении все еще ничего не сделано. Лишь часть районов области добилась осуществления закона о всеобщем обязательном обучении детей, в ряде же мест положение со всеобучем чрезвычайно тяжелое. Это выдвигает перед местными Советами неотложные задачи форсированной подготовки к новому учебному году, создания всех предпосылок для того, чтобы в 1944-45 уч. году задачи, стоящие перед школой, были разрешены.

В первую очередь это требует обеспечить охват всеобучем всех детей, начиная с семилетнего возраста, и вовлечь в школы рабочей молодежи подростков, ушедших на производство.

На ряде примеров из практики Верхне-Городковского, Александровского и других районов докладчик показывает неправильный, негосударственный подход работников исполкомов и народного образования к делу подготовки школ к следующему учебному году. В ряде мест свыклись с приниженным положением школ, мирятся с неблагоустроенностью их, намерены провести подготовку к началу занятий «как-нибудь». Школы здесь не собираются капитально ремонтировать, планируют по-прежнему двухсменные и трехсменные занятия, о подвозке топлива и снабжении учебно-наглядными пособиями только разговаривают.

Подготовка школ в области развертывается вообще неудовлетворительно. Особенно медленно решаются вопросы освобождения школьных помещений, хотя установленный срок — 1 июля — уже приближается. В Кизеле, Губахе и Половинке не начато строительство новых школ, не достраиваются школы в ряде других мест. В 34 районах капитально должно быть отремонтировано 157 школьных зданий, но с ремонтом районы медлят. Докладчик выдвигает, как важную задачу, организацию действенной шефской помощи школам со стороны промышленных предприятий. Далее он говорит, что обеспеченность школ топливом на зиму уже сейчас вызывает тревогу, так как на 1 июня при школах имелось в наличии лишь 2 проц. годовой потребности дров. Плохо обстоит дело с обеспечением учебными и письменными принадлежностями, которые должны изготовить промкооперация, а частично — сами школы.

Много внимания уделяет докладчик работе с кадрами учителей, которые будут решать нынче основную задачу — улучшение качества обучения и воспитания. В области нехватает 1164 учителей. Большая работа предстоит по подготовке и переподготовке учителей, — возврату работающих не по специально и пересмотру расстановки кадров внутри каждой школы. Непременным условием плодотворной работы учителей будет являться осуществление заботы об удовлетворении, их материально-бытовых нужд.

Новым в работе школ явится организация обучения детей с семилетнего возраста. Докладчик специально останавливается на особенностях организации этого обучения так же, как на особенностях работы и существующем отставании нерусских школ.

Виднейшую роль в школе играет сейчас военно-физкультурное обучение. Чтобы добиться дальнейшего его улучшения, нужно сделать многое для повышения общеобразовательной и педагогической подготовки военруков, прекратить текучесть среди них и обеспечить необходимыми военно-спортивными наглядными и учебными пособиями военные кабинеты при школах.

Докладчик говорит также о задачах развертывания с детьми внешкольной работы в зимних условиях и проведения летней оздоровительной работы среди детей, и отдельно останавливается на школах рабочего молодежи, организация которых в прошлом году по области была фактически сорвана. На примере рабочей школы при Майкорском металлургическом заводе он показывает, что такие школы успешно прививаются и приносят неоценимую помощь как предприятию, так и обучающимся в них рабочим подросткам.

Много внимания уделяет докладчик вопросу материального обеспечения учащихся – основной причине, обуславливающей часто выполнение закона о всеобуче.

— Наш святой долг, — заканчивает т. Назаровский свой доклад, окружить школы отеческой заботой, создать все условия для нормальной и успешной их работы.

В прениях по докладу тов. Назаровского выступило 8 человек, большинство в их — депутаты областного Совета. Они останавливались на основных вопросах подготовки школ и работы их в будущем учебном роду.

Председатель Нытвенского райисполкома тов. Некрасов рассказал сессии, как в районе было обеспечено выполнение закона о всебуче в прошлом учебном году. Сейчас идет усиленная подготовка к занятиям, на днях будет проводиться неделя помощи школе. Тов. Некрасов делает критическое замечание в адрес облоно о недостаточном контроле и руководстве работой районо и школ.

Об усилении внимания и заботы о материальных нуждах учительства говорили депутаты тт. Кондюрина, Козлова, Масягин, зав. Оханским районо т. Вшивкова. Вопрос о создании необходимых материально-бытовых условий учителям в ряде мост предал забвению, а некоторые руководители районных и сельских советов не только не пресекают издевательского отношения к учителям со стороны части работников торгующих организаций, но и попустительствуют им.

Депутат Кондюрина подробно остановилась на вопросах улучшения качества учебно-воспитательной работы в школах, повышения квалификации учителей, на недостатках преподавания Конституции и истории и постановки внешкольной работы.

Председатель комиссии по народному образованию — депутат Кондаков заявил в своем выступлении, что в невыполнении закона о всеобуче, ухудшении содержания школьных помещений и необеспечении нужд учащихся и учителей повинны во многом местные советы. Школы Молотовской области имеют вое необходимые условия, чтобы стать передовыми и этого надо добиваться. Он подробно говорит о большом значении краеведения, для всех звеньев школьной жизни. От комиссии по народному образованию тов. Кондаков вносит некоторые уточнения в проект решения по докладу тов. Назаровского.

***

На вечернем заседании 16 июня на сессии выступил секретарь обкома ВКП(б) тов. Гусаров, выдвинувший вопрос об усилении внимания и заботы к учителю, как центральный вопрос во всей школьной жизни, во всей учебной и воспитательной работе.

Затем сессия заслушала доклад заведующего облзо тов. Левченкова о ходе выполнения плана развития животноводства и проведения сеноуборочной кампании По докладу начались прения.