Отлично подготовить кадры механизаторов
В 1944 году многие МТС нашей области улучшили свою работу по сравнению с предыдущим годом, увеличив выработку. Так, в Кояновской и в Пермской МТС выработка на каждый трактор почти вдвое была выше плановой, в Ординской МТС выработано 522 гектара на условный трактор. Улучшение работы МТС в значительной степени способствовало повышению урожайности в колхозах. В.-Муллинские колхозы, например, получили урожай зерновых в 12—15 центнеров с гектара, картофеля — 120 центнеров, овощей—19—20 тонн.
Успешность работы МТС зависит прежде всего, от того, как готовит я воспитывает она свои кадры трактористов, комбайнеров, бригадиров. Совершенно неоспоримо, что дальнейшее улучшение работы, еще более производительное использование машинно-тракторного парка будет обусловлено обеспеченностью МТС грамотными, квалифицированными механизаторскими кадрами.
Бюро Молотовского обкома ВКП(б) и исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердили план подготовки и переподготовки механизаторских кадров на текущую зиму. По области нужно подготовить 127 механиков, 270 бригадиров тракторных бригад, 487 комбайнеров, 222 тракториста, 215 шоферов, 761 тракториста колесных тракторов и 300 ремонтных рабочих. Кроме того, должно пройти переподготовку значительное количество уже имеющихся механизаторов.
Так как вопрос обеспечения МТС квалифицированными кадрами имеет исключительно важное значение, то набор на курсы подготовки и переподготовки механизаторов производится в порядке мобилизации, в соответствии с решениями правительства. Понятно, насколько важно, чтобы мобилизация была проведена со всей организованностью. Но, к сожалению, приходится отметить, что к этому важнейшему государственному мероприятию некоторые руководящие организации в районах и директоры МТС относятся несерьезно. Чем иным об’яснить, например, то, что Кишертский райисполком и Коми-Пермяцкий окрисполком до сих пор не приняли мер, чтобы обеспечить набор курсантов в школы механизации. Только близорукостью, непониманием важности задачи подготовки кадров для МТС можно об’яснить то положение, что директоры Осинцовской, Кишертской и Кояновской МТС также срывают посылку людей на учебу в школу механиков и не организуют курсы по подготовке трактористов-колесников. А ведь время не ждет.
Вопросы подготовки механизаторских кадров не решаются проведением одной только мобилизации молодежи в школы и на курсы. Перед нами нынче стоит главная задача—подготовить кадры высокой квалификации. Это может быть обеспечено только хорошей организацией работы курсов и существующих школ механизации. Особенно важно позаботиться об обеспечении их всем необходимым оборудованием, инвентарем, а также о создании нормальных бытовых условий для курсантов. Наконец, очень важно — обеспечить умелое, тщательно продуманное обучение курсантов. На курсах трактористов всем обучающимся должны быть привиты практические навыки управления машиной. тщательного ухода за ней и умения быстро устранять мелкие, часто встречающиеся неисправности. Известно, что в подготовке трактористов за прошлые годы основным недостатком являлось то, что их заставляли изучать машину, разбирать и собирать ее, а практических навыков работы на тракторе почти не давали. Бывало, что молодые трактористы, выехав в поле, не знали потом, как завести трактор. Совнарком СССР вынес нынче решение продлить сроки учебы трактористов до четырех месяцев и обязал главное внимание пои этом уделить практической подготовке трактористов.
Но многие МТС повторяют ошибки прошлых лет. Кояновская МТС уже более месяца готовит трактористов, а они еще не видали близко ни одного действующего трактора. В Фокинской МТС на 40 обучающихся трактористов имеется один трактор. Мало уделяется внимания на курсах практическим работам по слесарному делу, хотя очень важно, чтобы каждый тракторист владел им.
Наконец, пришла пора со всей остротой поставить вопрос о правильном использовании механизаторских кадров. На подготовку их государство тратит ежегодно большие средства. Стало быть, эти затраты должны со всей полнотой оправдываться работой этих кадров. На деле же у нас совсем иное. За годы войны по Молотовской области подготовлено по 4 тракториста на каждый трактор и по несколько комбайнеров на комбайн. На деле же многие МТС не обеспечены трактористами и комбайнерами. Каждая МТС ежегодно готовит в среднем 40—50 трактористов, но где находятся ранее подготовленные трактористы директоры не знают. Из подготовленных в 1944 году Кизеловской МТС 20 трактористов работают сейчас только 8. 12 остальных разошлись по разным работам в районе. Колхоз им. Ленина этого района четырех опытных трактористов отпустил на работу в промышленные организации района, а на курсы трактористов послал девочек-малолеток.
Некоторые исполкомы районных советов и райкомы ВКП(б) также мало интересуются движением механизаторских кадров. Кунгурская МТС готовит, например, 40—50 трактористов, затем в течение года растеряет их всех и снова потом вынуждена их учить. А Кунгурский райисполком бесстрастно наблюдает все это и не догадается призвать к порядку руководителей МТС, разбрасывающихся своими кадрами.
В связи с этим выдвигается задача упорядочить учет механизаторских кадров, запретить использование их не по назначению и возвратить ушедших в другие организации на прежнюю работу. Это позволит закрепить, наконец, опытных трактористов, комбайнеров, механиков на работе и улучшит работу наших МТС.
А. ПИНЬЖАКОВ — заместитель начальника облзо.