А. С. Грибоедов — великий русский писатель-патриот (К 150-летию со дня рождения)

Имя А. С. Грибоедова неразрывно связано с историей великого русского народа и его героической литературы. Его творчество сыграло большую роль в формировании воззрений ряда поколений передового русского общества. А в наши дни бессмертное творение «Горе от ума» пробуждает в нас с еще большей силой глубокие патриотические чувства и еще крепче сооружает нас силой мужества и ненависти к врагам нашей великой Родины.

Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве. Он получил прекрасное домашнее воспитание, а затем совсем молодым (11 лет) поступил в Московский университет, где окончил три факультета, обогатив себя знаниями в области словесности, юриспруденции и естественных наук. К тому времени он уже блестяще владел немецким, французским, английским и итальянским языками.

Любовь к литературе, драматургии и театру зародилась у Грибоедова очень рано. Его творческая мысль до самой смерти не переставала работать над созданием монументальных произведений о великом русском народе, его мужественной борьбе и подвигах. К сожалению, прославленному русскому драматургу так и не удалось осуществить своих планов, и он вошел в историю нашей литературы преимущественно как автор «Горя от ума», хотя до создания этой жемчужины Грибоедов прошел уже значительный путь творческой эволюции. В 1815 году он закончил свою комедию «Молодые супруги», в 1817 году вместе с А. Шаховским написал комедию «Своя семья», в сотрудничестве с П. Катениным в 1817 году им создана комедия «Студент», а в 1818 году вместе с А. Жандром—«Притворная неверность» и в том же году — «Кто брат, кто сестра».

Уже в этих первых комедиях знаменитого драматурга мы встречаем зерна будущей комедии «Горе от ума», не взирая на ряд их несовершенств. Доказательством этому служит комедия «Студент», в которой молодой драматург Грибоедов раскрывает образ барина Звездова, разоряющего своих крепостных крестьян, а в комедии «Своя семья» в образе провинциальной барыни Мавры Савишны нетрудно обнаружить крупицы будущей грибоедовской Хлестовой.

Уже первые произведения Грибоедова отличаются яркими элементами живой разговорной речи, частыми меткими афоризмами и типичными для него образами, которые впоследствии выкристаллизовались и получили свое высшее завершение в его гениальной комедии мирового значения «Горе от ума».

Над созданием этого блестящего произведения, доставившего автору и русской литературе всемирную славу, Грибоедов работал настойчиво и упорно, показав в ней титаническую силу своей воли и творческого дарования. «Я слишком восемьдесят стихов, или лучше сказать рифм переменил,—отмечает о одном из своих писем Грибоедов,— теперь гладко, как стекло». Однако, Колумб фамусовской Москвы имел перед собой не только своего будущего читателя и зрителя, ему предстояло столкнуться с царской цензурой. Это принуждало Грибоедова облекать свою политическую пьесу в эзоповские одежды. «Надеюсь, жду, урезываю, меняю дело на вздор,—пишет он Бегичезу.—Сержусь и восстанавливаю

стертое, так что кажется работе конца не будет». Однако, не взирая на все трудности, комедия «Горе от ума», ещё будучи ненапечатанной в многочисленных списках распространилась по всей стране н произвела потрясающее впечатление на ее лучшие умы, что отмечала критика в «Московском Телеграфе».

Комедия «Горе от ума» стала буревестником декабристов 1825 года и явилась художественно претворенной программой идей декабристов. Вот почему не случайно это произведение стало политической пьесой. Ведь пафос Чацкого—это по сути пафос декабристской критики крепостничества, общественной косности и раболепства.

Светлому образу Чацкого Грибоедов противопоставляет старую мрачную дворянскую Москву: Фамусовых, Скалозубов, Молчалиных и Хлестовых. «Грибоедовская Москва» (изображаемая в третьем акте пьесы) ополчилась против мужественного и честного Грибоедова. Однако, это ничуть не поколебало авторитета драматурга и славу его комедии.

Передовая критика неоднократно отметала высокие достоинства «Горя от ума». Прославленный поэт— декабрист А. Бестужев писал в «Полярной Звезде»: «Человек с сердцем не прочтет ее, не смеявшись, не тронувшись до слез.. Предрассудки рассеются и будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных». (Курсив наш С. Л.)

В наши дни поистине звучат эти строки, как безупречная правда и пророчество.

Творчество Грибоедова отличается глубокой народностью и беззаветным патриотизмом. Рисуя Чацкого, как поборника единства русской интеллигенции с народом, как борца за национальное начало, он воплотил в положительном образе этого героя и свои благородные патриотические черты. Чацкий мечтал:

«Что б истребил господь нечистый этот дух

Пустого рабского слепого подражанья».

«Что б умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев».

Не случайно в одном из своих писем Грибоедов писал: «Каким черным волшебством сделались мы чужие меж своими? Народ, единокровный наш народ, разрознен с нами...» В силу этого своим ясным умом великий русский писатель отчетливо понимал, какие задачи стояли перед великой русской литературой и нашим могучим и правдивым русским языком. Он придал своему языку народный характер и, не случайно его яркий язык подобно языку Крылова вошел в нашу разговорную речь в виде пословиц и поговорок. Об этом в свое время еще Пушкин, восхищаясь, писал: «О стихах я не говорю: половина—должна войти в пословицу».

Любовь к великим традициям русского народа, к его культуре и народному языку, ненависть к рабскому подражанию всему иноземному проходит красной нитью через все творчество Грибоедова. Он ненавидел наполеоновских захватчиков и в дни Отечественной войны ушел добровольцем в народное ополчение, стремясь попасть на фронт. Грибоедов мечтал создать драму о 1812 годе и раскрыть в ней героизм и патриотический дух русского народа, благородные черты крепостного рядового солдата и его подвиги, трусость русских дворян, избегавших вступать в ополчение, и варварство наполеоновских захватчиков. О высоких патриотических чувствах писателя говорят и многие другие его произведения знакомящие нас с духовным обликом Грибоедова. Начиная со студенческих лет и пребывания в армии во время Отечественной войны, кончая дипломатической службой, на всем этом пути Грибоедов до последних дней своей деятельности отдал все свои знания, талант и жизнь великой матери-родине. Чернышевский писал:

«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силой его патриотизма». Эти слова могут быть полностью отнесены к Грибоедову, у которого сила патриотизма возвысила его человеческое достоинство, а заслуги перед родиной повысили его историческое значение.

Ненавидя наполеоновских захватчиков и немцев, презирая рабское подражание иностранщине, Грибоедов был чужд национальной ограниченности. Об этом говорит его любовь к грузинскому народу, его дружба с классиком грузинской литературы А. Чавчавадзе и выдающимся азербайджанским поэтом Абасс Кулп Бакихановым. Об этом говорят его произведения: «Кальян чи», «Радамист и Зенобия», «Грузинская ночь» и т. д. В свое время о подлинном патриотизме Добролюбов писал: «Патриотизм живой, деятельный именно тем и отличается, что он исключает всякую международную вражду, и человек, одушевленный таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества». Эти слова великого критика могут быть полностью отнесены к характеристике патриотических воззрений Грибоедова. Не случайно Грибоедов был и остается любимым русским классиком среди выдающихся братских писателей XIX века. Осетинский поэт Коста Хетагуров и великий армянский драматург Габриэль Сундукян, украинский писатель В. А. Гоголь —все с благоговением относились к Грибоедову и его прославленной комедии «Горе от ума».

«Святая Гора» (Мтацминда) гордо возвышается над Тбилиси. На склоне ее покоится прах Грибоедова. В Давыдовском монастыре — этом пантеоне грузинских писателей он похоронен согласно его завещанию. Там же покоится прах А. Церетели, И. Чавчавадзе, Бараташвили. Важи Пшавелы и Давыда Кладиашвили. Над фронтоном грота надпись на грузинским языке: «Здесь похоронен прах Грибоедова», а на памятнике с южной стороны сверкает золотыми буквами: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских».

Все это символизирует великую дружбу братских народов. Ум и дела Грибоедова бессмертны я живут в памяти всего многонационального могучего советского народа.

Канула в вечность фамусовская Москва: Скалозубов, Молчалиных, Тугоуховских, Хлестовых! Мечты Чацкого—Грибоедова сбылись. Расцвела новая Москва—Москва великого возрожденного народа. И сейчас, когда под водительством великого и любимого Сталина фашистские варвары разгромлены и отброшены далеко от нашей любимой столицы, и Красная Армия, сражаясь на территория Германии, продолжает освобождать свободе любимые народы от немецкого порабощения, наша великая и могучая Москва стоит по-прежнему как неприступная горная скала незыблемой святыней и светит попрежнему ясным рубиновым светом пятиконечных звезд вековечного Кремля.

Образ Грибоедова — великого русского писателя, его творческая деятельность, его беззаветное служение Родине, его любовь к народу и ненависть к врагам вдохновляют весь советский народ на окончательный разгром немецких захватчиков.

С. Г. ЛАВРОВ. Профессор Молотовского педагогического института.