Вечернее сообщение 2 сентября
В течение 2 сентября наши войска продолжали вести упорные бои с противником на всем фронте. После ожесточенных боев наши войска эвакуировали г. Таллин.
По уточненным данным, за 30 августа уничтожен не 31 немецкий самолет, как сообщалось ранее, а 75 немецких самолетов.
В течение 31 августа в воздушных боях уничтожено 23 немецких само- лета. Наши потери—22 самолета.
***
На Северо-Западном направлении фронта большая группа немецких бомбардировщиков пыталась совершить налет на наш укрепленный участок близ пункта Н. Вражеские бомбардировщики были встречены советскими истребителями в 30 километрах от укрепленного участка. Не приняв боя, фашистские самолеты разделились на мелкие группы и пытались с разных сторон атаковать намеченный военный объект. Встреченные огнем зенитных батарей, немцы беспорядочно сбросили бомбы вдали от наших укреплений и, потеряв 4 «Юнкерса», повернули обратно. На большой высоте за ними ринулись скоростные бомбардировщики под командованием капитана Сысоева. Через час одна группа вражеских самолетов пошла на посадку на свой аэродром. Советские бомбардировщики стремительно снизились и засыпали аэродром фугасными и осколочными бомбами. Не ожидавшие нападения фашисты, не успели организовать обороны. Один за другим бомбардировщики капитана Сысоева пикировали на аэродром и уничтожали самолеты противника. Несколько находившихся на аэродроме немецких истребителей пытались подняться в воздух, но были подбиты огнем советских самолетов. Уничтожив более 15 фашистских бомбардировщиков и 4 истребителя, все наши самолеты, кроме двух, вернулись на свою базу.
***
Каждый день великой отечественной войны рождает тысячи новых героев, храбро и самоотверженно громящих фашистские полчища. На днях бойцы Энского зенитного дивизиона прямой наводкой разбили два вражеских танка и обратили в бегство третий. Исключительную храбрость в этом бою проявил политрук батареи тов. Горель. Под градом пуль он проник в подбитый фашистский танк и из танковой пушки обстрелял артиллерией вражескую пехоту. Младший сержант Черноморского флота Нечипоренко, пробравшись в тыл противника, обнаружил противотанковую батарею. Отважный краснофлотец забросал батарею гранатами. Два орудия батареи были уничтожены. Сержант захватил и доставил в свою часть двух лошадей и одно противотанковое орудие с боеприпасами.
Младший командир Шалмов разведывал с двумя красноармейцами передний край обороны противника. Ночью трое смелых разведчиков бесшумно подползли к вражеским траншеям. Вскоре разведчики заметили четырех немецких солдат. Подпустив немцев на 10—15 метров, наши бойцы уничтожили их гранатами. Фашисты открыли в темноте беспорядочный пулеметный и минометный огонь. Установив расположение вражеских точек, тов. Шалмов под огнем противника пополз вперед и уничтожил гранатами три пулеметных расчета.
***
Беззаветную храбрость, мужество и отвагу проявляют советские партизаны, действующие в фашистском тылу на Северо-Западном направлении фронта. По лесной дороге в районе Д. двигался отряд из 80 немецких солдат. Шестеро смельчаков-партизан устроили засаду и обстреляли фашистов. После первых же залпов немцы рассеялись, оставив на месте несколько убитых и раненых. В деревне Г. партизаны напали на вражескую мотоколонну и уничтожили ручными гранатами 10 грузовых автомашин и более 40 фашистов. Узнав, что по проселочной дороге в районе деревни П. должна пройти немецкая мотоколонна, партизаны уничтожили три моста, устроили на дороге завалы из камня и леса, а сами залегли в засаде. В завязавшемся бою немцы потеряли 36 солдат, 17 мотоциклов и три грузовых машины с патронами. В конце августа части 3 немецкой мотодивизии двигались на восток. Партизанский отряд под командованием тов. П. пропустил мимо себя вражескую разведку и передовое охранение и неожиданно обстрелял колонну. Перебито до 100 немцев. Недавно около деревни Х. приземлился фашистский самолет, подбитый нашей зенитной артиллерией. Партизаны захватили четырех летчиков во главе с офицером, ценные документы и карты. Отряд партизан под командованием тов. Ш. только за 14 дней истребил более 200 немецких солдат и офицеров, среди которых 60 мотоциклистов и 90 велосипедистов, уничтожил 18 грузовых автомашин, три радиостанции и много другого вооружения и снаряжения.
Тревогу противника в связи с усиливающейся деятельностью партизан ярко характеризует одно распоряжение штаба германской северной армейской группы: «Возросшая деятельность партизан делает невозможным (буквально — «запрещает») проезд через сельские местности отдельных солдат и мелких групп. Последние должны пользоваться при всех переездах дорогами с оживленным движением, например, путями подвоза. Отдельные солдаты и мелкие отряды могут посещать лежащие в стороне от оживленных дорог села лишь в том случае, если перед этим ближайший орган военной власти установил безопасность данного села».
***
Немецкие и итальянские оккупанты, несмотря на свирепый террор, не могут подавить партизанского движения сербского народа. Недавно из югославского города, занятого партизанами, в Белград приехал один серб с пропуском, выданным партизанскими властями. Этот документ имел заголовок: «Неоккупированная Югославия». В Западной Боснии сербские партизаны заняли два города—Ключ и Мркони Град. Фашисты, обозленные успешными действиями югославских патриотов, пытаются потопить в крови народное движение за освобождение Югославии от ига оккупантов. Фашисты зверски издеваются над мирным населением. Немецкие офицеры и солдаты врываются в дома, хватают сербских женщин и девочек-подростков и отправляют в полковые публичные дома для солдат. Всякого серба, который пытается заступиться за женщин, фашисты убивают. Но оккупантам не удается терроризировать сербский народ. Партизанское движение все шире охватывает оккупированную Югославию.