СКОРО ЛИ В ЧУСОВОМ ЗАКОНЧАТ НОВЫЙ МАРТЕНОВСКИЙ ЦЕХ?
За последние тон года сильно изменилась панорама Чусовского металлургического завода. Вслед за новой домной № 2-бис здесь вырос первый на Урале бессемеровский цех. Только в прошлом году на заводе было введено в эксплоатацию 46 об’ектов. Никогда еще предприятие не видело такого разворота строительства, как в суровые годы войны. Замечательные об’екты построены и строятся руками славного коллектива строителей ОСМЧ-63. С каждым годом завод становится все более и более мошной металлургической базой области.
В нынешнем году на заводе вступит в строй новый крупный об’ект —мартеновский цех с двумя печами.
Мартен будет обеспечен надежным тылом — солидным вспомогательным хозяйством. Уже высятся строгие серые колонны подрывного отделения скрапоразделочной базы. Оно было построено скоростными, методами, в рекордный срок—за 45 дней.
Влево, в 500 метрах от подрывного отделения, возводятся шестиметровые стены копрового отделения. Создается крупное мазутное хозяйство.
Вырос корпус и самого мартеновского цеха. Его стены прочно сомкнулись со стенами бессемера... Единый производственный процесс тесно свяжет мартен и бессемер в одно целое—в дуплекс-цех. В конверторах бессемеровского цеха будет отделяться от чугуна ванадиевый шлак, в/'мартеновских печах — завершаться доводка стали.
С вводом в действие дуплекс-цеха на Чусовском заводе впервые в Союзе будет осуществлен завершенный цикл производства ванадия.
Сейчас на мартене закончены нее основные строительные работы. Как любят выражаться строители, «подобрано все» и «наведен блеск». Цех строился с учетом веек современных технических достижений — основательно и солидно.
* * *
Однако, несмотря на «наведение блеска» и завершение _ основных строительных работ, вопрос о сдаче мартеновского цеха в эксплоатацию остается открытым. Имеется еще множество недоделок, особенно в отношении монтажа. Чусовской завод, являющийся поставщиком ме таллоконструкций и оборудования, должен был в этом отношении давно рассчитаться со строителями. Еще до 1 января (в который раз перенесенный срок!) необходимо было изготовить стальное и чугунное литье, арматуру и оборудование для мартеновской печи № 2. Январь прошел, но поступили лишь отдельные детали. Пренебрежение ч строительству второй печи обгоняется главным образом тем, что и эксплоатационники, и строители, считая основным делом пуск мартеновской печи № 1, совершенно не уделяют внимания печи № 2. А ведь в условиях действующей печи будут усложнены дальнейшие строительные работы (те, которые можно бы провести сейчас), да и вся работа эксплоатационников.
Следует сказать, что и основное дело—пуск первой печи—также недопустимо затягивается, и главным образом из-за монтажных работ. Все еще не поступило оборудование дутьевого вентилятора с приводом, электрооборудование разливочных кранов и лебедок. Не-хватает оборудования для дополнительного компрессора, нет стендов шлаковых ковшей, шлаковых желобов, бачков, мерников для мазутного хозяйства и т. д. и т. п. Естественно, что отсутствие всего этого создает многочисленные строи тельные «хвосты», так как не позволяет, например, делать фундаменты для лебедок компрессора и другого оборудования.
У эксплоатационников и, как ни странно, у строителей существует почему-то убеждение, что «потогнать мелочи всегда успеется». Между тем, как показала практика строительства домны, бессемера и ряда других об'ектов, подобные «мелочи» затягивали опробование, предпусковой и пусковой периоды на весьма длительные сроки
Чем об'яснить, что завод и его отдел капитального строительства (начальник тов. Горда) затягивают изготовление важнейших конструкций мартена?
Причина, -оказывается, вовсе не в том, что завод в течение такого длительного времени не имел возможности изготовить их (тем более, что сроки изготовления неоднократно переносились и отсрочки в обшей сумме тянутся, пожалуй, более полугода). Причина кроется в другом. Поскольку Ново-Краматорский завод до сих пор не изготовил завалочную машину, металлурги Чусовского завода считают, что нечего торопиться и с изготовлением оборудования для мартена И не торопятся. В свою очередь, не торопятся строители. Начальник «Стальстроя» тов. Шуберт не случайно обмолвился:
— Отсутствие завалочной машины служит, так сказать, психологическим тормозом, препятствующим ускорению работ на мартене.
Вред «психологического тормоза», который так сильно довлеет над эксплоатационниками и строителя ми, очевиден здесь каждому. Об этом убедительно говорит и следующий факт. Металлурги давно бьют тревогу по поводу медленного хода строительства большой механизации доменной печи № 2-бис. Действительно, без большой механизации немыслима работа домны на полную мощность. Строительные работы на механизации, так же, как и на мартене, в основном закончены. Дело упирается в монтаж. Строители и металлурги в один голос жаловались:
- Загвоздка за вагон-часами. Они все задерживают.
Этой причиной на заводе п на стройке всячески оправдывались. И как она была похожа на столь же об’ективную причину — отсутствие завалочной машины на-мартене.
Но вот вагон-часы поступили... И оказалось—завод все еще не дал металлоконструкции для затвора Орра. Его технический отдел задерживает проекты монтажа скиповой ямы и т. д. и т. д. А у строителей, в свою очередь, обнаружилось великое множество мелких недоделок. Не получилось ли все это в силу влияния «психологического тормоза»?
Темпы строительства нового мартена на Чусовском заводе могут и должны быть значительно ускорены. Для этого есть все возможности
Н. ОРЕНШТЕЙН — корр. «Звезды».