ТЕАТР: «ТОСКА»
Будучи типичным и очень ярким представителем реалистического направления в музыке, так называемого «веризма». Дж, Пуччини, композитор, творческая деятельность которого развивалась в основном в самом конце XIX и начале XX века, насытил свою «Тоску» обилием драматических элементов, предопределенных и самим либретто ее. «Тоска» — опера больших страстей — трактует о великой силе любви к свободе, о великой силе женской любви, о возвышающей гибели во имя победы и любви. Драматичность музыки и сюжетных положений, целый ряд запоминающихся и давно ставших популярными арий делает эту оперу одной из любимых. И постановка оперы, требующей для исполнения на сцене очень выразительного пения и актерской игры, представляет собой большое испытание для певцов.
Не выдающейся, но серьезной является постановка «Тоски» в Молотовском театре. Строги, выдержаны в духе эпохи декорации художника В. Н. Хондажевского. Тщательна работа постановщика спектакля Л. М. Брагинского, хотя и вызывает порою возражения некоторым однообразием мизансцен. Ровно н гладко звучит оркестр в течение почти всего спектакля (дирижирует В. П. Карпов). Наконец, удачно исполнение основных ролей рядом певцов. Все это вместе создает, как уже сказано, серьезный спектакль, способный взволновать слушателя.
В первых представлениях выступили уже обе исполнительницы роли Тоски — С. И. Сперанская и Н. Н. Сильвестрова. Первая из них и манерой держаться на сцене (у нее резкие, жесткие движения), и пением, в котором мало выразительности, не создает образа чарующей молодой артистки, жизнь которой заполнена любовью к художнику Каварадосси. Сильвестрова, в противоположность ей весьма удачна в партии Тоски. Нежный и звучный голос ее льется свободно, она хорошо умеет фразировать. Следует также отметить, что голос ее в дуэте с Альбиртом (Каварадосси) очень созвучен. Особенно выразителен их дуэт в 3 акте.
С. М. Альбирт, несколько скованный в актерской игре, чудесно зато поет. И лирические и драматические места партии даются ему одинаково хорошо. Безукоризненно исполняет пи известную арию из 3 акта («Горели звезды, благоухала ночь...»).
Роль Скарпиа исполняет М. Г Шуйский. Он прекрасно играет, рисуя яркий образ жесткого, бездушного тирана, палача и гипертрофированного эгоиста. Но абсолютно драматизуя свое исполнение, он почти всю партию ведет лишь в речитативе.
Несмотря на отдельные, не имеющие решающего значения недостатки, «Тоска» имеет все основания прочно войти в репертуар театра, как интересный спектакль.
С. ГИНЦ