ГОРНЯКИ

Много в угольной промышленности различных профессий и любой из них теперь владеют девушки.

Сегодня мы расскажем о трех лучших горнячках треста «Сталин-уголь» Кизеловского бассейна, которые, освоив сложные «мужские» профессии, на протяжении всей войны систематически перевыполняют нормы, не уступая в работе кадровым шахтерам.

ВРУБМАШИНИСТ ЛИДА БАЛАНДИНА

Натянув канат и расправив кабель, Лида повернула ручку фрикциона. Врубовая машина дрогнула, цепь стремительно закружилась, зубки шурша врезались в черный как смола уголь. Длинное тело врубмашины медленно поползло вдоль линии забоя. На мгновенье Лида почувствовала робость, но потом ее охватило радостное волнение и уверенность. Большая уверенность в себе. Так бывает у учеников-пилотов, когда им разрешают первый самостоятельный вылет. Лида не поднималась в небо. Она была глубоко под землей в забое. Но сегодня у нее большое событие в жизни. Ей первый раз доверили самостоятельно вести ответственную и сложную машину, которой на уральских шахтах управляли лишь немногие женщины.

В эти минуты Лида ощущала большую гордость.

Врубмашинистом Баландина стала не сразу, Первое время она работала на шахте Урицкого каталем, затем навальщиком. Своей стахановской работой завоевала всеобщее уважение. Однако девушку тянуло к машине. Часто, кончив смену, она заходила к врубмашинистам и внимательно всматривалась в их работу. Как-то машинист Горшенин сказал ей:

— Вижу по глазам, что любишь врубовку. Переходи ко мне в помощники.

Не колеблясь Баландина дала согласие. Потекли трудовые шахтерские будни. С помощью т. Горшенина она стала жадно осваивать сложный шахтный механизм. Через шесть месяцев упорного труда и учебы Лида перешла на самостоятельную работу. Теперь она передовой врубмашинист. О ней говорят с почтением, как о лучшем водителе врубовки, ее ежедневная выработка—130 процентов.— «Когда Лида работает, я спокоен, — говорит начальник участка Макаров.—Она не подведет».

НАВАЛООТБОЙЩИЦА МИНЕНКОВА

Нина Миненкова выросла на цветущей Украине. Там на шахтах Донбасса она впервые познала шахтерское дело. Будучи комсомолкой, долгое время работала вагонщиком. В 1942 году по путевке Наркома приехала в Кизеловский бассейн. Ее направили на второй участок шахты им. Урицкого.

Три месяца Миненкова работала откатчицей. Как лучшую производственницу, ее приняли в кандидаты ВКП(б). Чтобы оправдать высокое доверие, Нина решила освоить профессию навалоотбойщика.

— Смотри, девушка, сбежишь, навалоотбойщиком работать — это тебе не чай пить, работа тяжелая, — шутили горняки.

Но Нина не сбежала. Правда, нехитрая казалось бы «наука» владения электросверлом и лопатой далась не сразу. Пришлось преодолеть много трудностей На помощь пришел опытный навалоотбойщик Федор Хорев. Познакомив Нину с залеганием пласта, он практически показывал, как надо владеть сверлом, лопатой, с чего начинать отбойку угля.

И вот трудности позади. Слава о стахановской работе навалоотбойщицы Миненковой распространилась по всему тресту «Сталинуголь». Своим самоотверженным трудом Нина завоевала право участия на всех слетах^ стахановцев Кизеловского бассейна, награждена почетной грамотой Молотовского областного комитета комсомола, имеет личную благодарность от Наркома угольной промышленности СССР.

В прошлом году Миненкова завязала переписку с лейтенантом А. Белорусовым. В своих письмах она рассказывает о трудовых подвигах уральских шахтеров, о том, как они помогают Красной Армии громить врага.

В одном из таких писем патриотка писала: «Бейте проклятых немцев, уничтожайте всех до одного, а мы, горнячки Урала, не останемся в долгу. Я обещаю ежемесячно давать не менее 400 тонн угля».

Клятву, данную воину Красной Армии, девушка с честью выполняет. При норме 12,1 тонны она рубит и наваливает по 18 тони угля за смену.

Накануне Международного женского дня т. Миненкова подсчитала результаты своей работы. За 20 месяцев она нарубала свыше 8 эшелонов топлива. Ее средняя месячная выработка — 416 тонн.

ЛУЧШИЙ ВОДИТЕЛЬ ЭЛЕКТРОВОЗА

Вдали сверкнул глаз прожектора. Яркий свет разрезает подземную ночь. С шумом проносится электровоз, за ним длинный угольный состав вагонеток. В кабине электровоза сияющее лицо девушки. Подземный поезд ведет комсомолка Зина Прокофьева.

Три года назад Зина не имела никакого представления о шахте.

Она выросла в одной из деревень Калининской области. Война забросила ее на Урал. Вместе с группой девушек Прокофьева приехала на шахту имени Сталина. После окончания школы ФЗО ее поставили работать слесарем. Первое крещение в шахте она получила 11 февраля 1943 года. В этот день Зина впервые спустилась в шахту. Ее поставили работать кондуктором. Как и каждый новичок, в первые часы она ощущала какой-то страх. Потом вошла в колею. С завистью стала она посматривать, как машинист Безменов управляет сложной машиной. Через два месяца Прокофьева стала работать с машинистом Новопашеновым. Сначала смутно, потом уверенно начала разбираться в управлении машиной. Вскоре Зина заметила, что Новопашенов о чем-то грустит.

— Что с тобой. — спросила Прокофьева, — что скучаешь?

— Сколько раз просился на фронт — не пускают. Заместителя, говорят, ищи. А где я его возьму?

— Так искать, то не нужно. Я, пожалуй, сумею водить машину, ты только подучи меня, — сказала Зина.

С этого же дня она по-серьезному начала изучать каждый винтик электровоза. На ее счастье, открылись курсы, которые она с успехом и окончила. Время пролетело быстро. Уже свыше двух лет Прокофьева водит подземные поезда, обслуживая 3 основных участка. При норме 130 тонн регулярно вывозит за смену 200 тонн и больше. Выдающегося успеха Зина добилась в январе: ее электровоз вывез 4246 тонн, а всего за 1944 г. она вывезла 56 эшелонов весом по 1000 тонн каждый.

Зину Прокофьеву, машиниста электровоза, хорошо знают горняки Половинки. Они знают ее как передовую стахановку, мастерски овладевшую искусством вождения шахтных электровозов.

П. АКУЛОВ.