Почему завод работает неритмично
Завод, где главным инженером тов. Сперанский, уже несколько раз подряд занимает второе место во Всесоюзном соревновании. В прошлом году годовая программа была выполнена в срок. Достигнуто это, однако, за счет сверхнапряженной работы нескольких передовых цехов, возместивших своими результатами отставание других. В то время, как цехи, руководимые тт. Журбенко, Петруха, Пландиным, почти ежемесячно перевыполняли программу на 6—9 процентов, цехи Ухалова, Мюрата. Бажанова справлялись с графиком на 60—80 процентов.
Конечно, при таком ходе дел и передовые коллективы завода, систематически перевыполняющие планы, не могут работать равномерно, строго по графику. Не секрет, что достаточно даже одному цеху или участку не выполнить хотя бы один раз установленное задание, как это сразу же нарушит работу другого, зависящего от него цеха и даже всего предприятия. А поскольку с программой не справлялись несколько цехов и не один месяц, а почти все двенадцать, то, естественно, это явилось причиной и напряжения и штурмовщины во всех остальных звеньях завода. На диаграммах, характеризующих работу по месяц м за прошлый год. цехи Журбенко, Петруха и Пландина отмечены ежемесячно кружочками с цифрой больше 100. Однако, не было ни одного месяца в году, когда работа в этих цехах шла бы по графику с первого до последнего дня. График на заводе существует пока только на бумаге. И это не более, как узаконенное «расписание» начала штурмов по цехам, начала жесточайших «битв» за то, чтобы как-нибудь «вытянуть» программу.
Для большинства цехов время штурмов наступает числа с 20 и даже позднее. Только половину месяца работает нормально механический цех, где начальником т. Журбенко. После 15 числа здесь обычно начинаются перебои, несмотря на то, что этот цех изготовляет детали из материала, поступающего непосредственно со склада. Но оказывается, что запасов материала хватает только на первые дни месяца. Не зависящий от обрабатывающих цехов литейный цех 2—3 дня в месяц простаивает только потому, что транспортники не могут во-время завезти песок, а отдел снабжения (нач. С. Гусинский) задерживает подачу мазута и тиглей. И не только литейный цех страдает по вине отдела снабжения. Здесь зарождаются причины штурмов очень многих цехов. Правда, некоторые из руководителей цехов, как выражаются на заводе, «выкручиваются» из любого положения. О тов. Петруха, начальнике механического цеха, говорят, как о настойчивом, инициативном руководителе и поистине «великом комбинаторе». Надо удивляться, как ему, связанному почти со всеми участками завода, которые, как правило, срывают сроки подачи деталей, удается выполнять за несколько дней всю программу и обеспечить без задержки выполнение общезаводского плана. Основными его поставщиками являются цех т. У ха лова и бывший цех т. Бажанова. Не было, например, месяца, чтобы цех тов. У ха лова не сорвал графика в цехе тов. Петруха.
— Ежемесячно, числа до 18—20-го мы варимся в собственном соку, — говорит тов. Петруха, — а когда истекают все сроки сдачи узлов, тогда мы вырываем свою программу буквально зубами. Так повторяется каждый месяц.
В цехе Ухалова очень плохо с организацией труда. Трудовая дисциплина также оставляет желать здесь много лучшего. Между тем, руководство завода остается равнодушным ко всем нуждам этого отстающего участка, тормозящего работу других. На цехе Ухалова все стараются отыграться, но никто ему не помогает. Сами работники цеха не проявляют достаточной энергии в организации производства. А отсюда и плачевные результаты. В цехе очень запущено оборудование. Вопрос о ремонте его ставился много раз и перед главным механиком Шавшуковым и перед главным инженером завода Сперанским. Однако, в течение всего 1944 года ремонтный цех отремонтировал только... один станок. Лишь после вмешательства парткома на ремонт были переданы еще 3 станка.
В цехе Ухалова нет и достаточного количества квалифицированных наладчиков (установщиков) автоматов. Начальник же отдела подготовки кадров завода т. Панов сетует на то, что у него не из кого готовить наладчиков (?!?).
Можно ли, спрашивается, при наличии такой постоянной нервозности в работе, когда в одних цехах по вине других простаивает оборудование или люди используются не по специальности, говорить о ритмичной работе, о суточном графике? А ведь график предполагает строгое, четкое, аккуратное, без каких-либо отклонений и колебаний выполнение всех заданий не только каждым цехом и каждый день, но и каждым станком и в каждой смене.
Ритмичная работа по графику немыслима и без наличия в каждом цехе определенных заделов. Создание их дело нелегкое и требует известной затраты и напряжения сил. Без заделов нельзя решить задачу дальнейшего увеличения выпуска продукции. На заводе же с этим делом неблагополучно.
Л. АЛЕКСАНДРОВА.