Живой с живыми

Пятнадцать лет со дня смерти В.В. Маяковского

14 апреля 1930 г. – 14 апреля 1945 г.

В первом вступлении в поэму «Во весь голос», которое явилось как бы поэтическим завещанием Владимира Маяковского, поэт, обращаясь к потомкам, сказал

пророческие слова о том, что он будет говорить с ними «как живой с живыми». И вот прошло уже 15 лет со дня смерти «агитатора, горлана, главаря», каким считал себя сам Маяковский, а стихи его звучат с прежней силой, с прежней страстью. Время не отдаляет от нас его творчество. Творчество его не уходит в историю литературы. Боевое значение его поэзии не меркнет и посейчас, как не померкнет оно и в будущем.

Все, что сделал Маяковский, а девять десятых всего созданного им относится к советской эпохе, рождено великой любовью к Родине, пламенным, неугасимым желанием ей счастья. Подобно великим русским поэтам других эпох, других времен, Маяковский как в фокусе собрал в себе все положительные качества своей, советской эпохи, эпохи революции и строительства нового общества, собрал в себе, как в фокусе, все ее чаянья, силу, стремления, красоту, чтобы мощным голосом своих стихов говорить о Родине и любви к ней, о рождении нового и защите его от посягательств врагов.

Необычайно многосторонне и тесно связано с жизнью творчество поэта. И — такова сила его поэзии—мы и теперь воспринимаем написанное им, как сегодняшнее, близкое, трогающее, волнующее. Великая Отечественная война советского народа против фашистского варварства явилась новой проверкой боевых свойств поэтического арсенала Маяковского. И вот мы — свидетели того, как стих Маяковского, «весомый, грубый, зримый», как кавалерия острот его стихов с отточенными штыками рифм, как его рифмы, которые «враз убивают нацелясь» — все, сочиненное им, продолжает находиться на вооружении советского народа, помогая в священной борьбе против лютого врага человечества — фашизма.

Сила Маяковского в глубокой идейности, в ясной направленности его творчества и его жизни, ибо нельзя поэта Маяковского отделить от Маяковского — человека. Сила его в глубокой народности его произведений, в том, что он замечательно чувствовал народные интересы, жил ими и выражал их в своих стихах. С какой глубокой проникновенностью, силой страсти и любви к родной стране говорит он о том, что

Землю,

с которою

вместе мерз,

вовек

разлюбить нельзя»,

И еще о том, что

«Землю,

которую

завоевал

и полуживую

вынянчил,

где с пулей встань,

с винтовкой ложись,

где каплей

льешься с массами, —

с такою

землею пойдешь на жизнь,

на труд,

на праздник

и на смерть».

Маяковский умер молодым. Ему не было и тридцати семи лет. Но творческий путь, который прошел он и прошел в основном вместе с Советской республикой, был велик и славен. Богато его литературное наследство. Он вошел в русскую литературу как новатор, как революционер содержания и формы стиха, раскрыв двери поэзии для «будничной» жизни, в которой умел он как никто находить великий пафос революции, откликаясь своими стихами почти на всякое общественное событие. В «мелочах» обыденной жизни—в проведенном в квартиру радио, в появлении ванны в рабочей квартире—он видел то, что вызывает чувства советского патриотизма, видел пафос социалистического строительства и умел частное поднимать на высоту больших обобщений.

В поэме «Хорошо», написанной к десятилетию Великой Октябрьской Социалистической революции, с необычайной поэтической силой говорит Маяковский о том, как произошла революция и, главное, о том, что дала она трудящимся, за что советский человек любит свое отечество. В этой именно поэме говорит Маяковский о завоеванной и выняньченной земле, с которой пойдешь «на труд, на праздник и на смерть». В этой поэме Маяковский «отечество славит, которое есть, но трижды—которое будет». В этой поэме, оглядываясь на то, что дала революция за десять лет, Маяковский с полным правом восклицает: «Жизнь прекрасна и удивительна».

Другое крупнейшее произведение поэта—поэма «Владимир Ильич Ленин». По праву можно ее назвать лучшим и сильнейшим из всего, что написано до сих пор в поэзии о создателе большевистской партии, о величайшем гении человечества, о вожде революции. Здесь Маяковский дает и широкую картину жизни и деятельности Ленина, и историю возникновения ленинизма, и потрясающие по силе искренности картины отношения и любви советских людей к родному Ленину, «революции и сыну и отцу», человеку., который «в черепе сотней губернии ворочал, людей носил до миллиардов полутора». И это в то же время сильнейшее поэтическое произведение о нашей партии, которая так тесно связана с Лениным: «Партия н Ленин—близнецы—братья, —кто более матери—истории ценен? Мы говорим—Ленин, подразумеваем —партия, мы говорим—партия, подразумеваем—Ленин».

Велико количество стихов, написанных Маяковским на самые различные темы. Но наряду с тем, что он умел с большой силой воспевать великие достижения, с такой же силой обрушивался Маяковский на недостатки нашего быта, на все, что мешает развитию нашей страны—на остатки бюрократизма, на мещанство и обывательщину, на любое проявление тупости и зазнайства, на беспечность и бездарность. И любя беззаветно советскую страну свою, Маяковский страстно и неутомимо призывал к защите, к обороне ее в большом числе своих оборонных стихов. «Весь напрягись ровнее струны!»—призывал Маяковский в стихотворении «Готовься!»—«Сегодня, заранее, крепи оборону. Крепи оборону советской страны». В другом стихе «Готовься! Стой! Строй!» поэт призывал:

«Республика, с тобой грозят

расправиться жестоко!

Работай так,

чтоб каждый потом вымок...

Крепите оборону,

инженер и токарь.

Крепи, шахтер,

газетчик,

врач и химик!».

Маяковский не раз писал о том, что «потянуло порохом от всех границ», что «битва не кончена, только смолкла». И страшной силой своего поэтического оружия обрушивался он на фашизм, как на самого злейшего врага великой Родины:

«Во всех уголках земного шара народный лозунг будь таков: разговаривай

с фашистами языком пожаров, словами пуль.

остротами штыков».

В этих словах—точное, ясное отношение нашего народа к фашизму н к фашистам, по поводу которых Маяковский в другом месте так же энергично восклицал: «Когда прел тобою встают фашисты, обезоруженным не окажись ты».

Стихи Маяковского продолжают жить полнокровной жизнью, и сам он продолжает разговаривать с нами, как живой с живыми. Тот факт, что произведения Маяковского изданы на 44 языках, что тираж его сочинений достигает 9 миллионов экземпляров, что уже в годы Отечественной войны выпущено около 600 тысяч экземпляров его книг, говорит о силе воздействия Маяковского, о том, что он сражается вместе с нами, отстаивая любимую Родину. Названный великим Сталиным «лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», Маяковский продолжает вдохновлять и советского бойца, и труженика тыла, вместе с ними завоевывая великую победу.

С. ГИНЦ.