Быть готовым к открытию сплавной навигации
Велико значение Камского речного бассейна в снабжении древесиной важнейших жизненных центров нашей страны. Богатый лесными массивами Прикамский край за годы великой Отечественной войны стал одним из основных поставщиков древесины. Она идет на строительстве новых промышленных предприятий, на восстановление разрушенного немцами народного хозяйства освобожденных районов. Лес, как и металл, уголь и нефть, необходим военной промышленности.
Зимой леспромхозы нашей области немало потрудились над тем, чтобы заготовить как можно больше древесины. Только за пять месяцев осенне-зимнего сезона они заготовили свыше двух миллионов кубометров леса. Многие тресты досрочно завершили планы лесозаготовок.
Но мало заготовить лес. Его надо доставить потребителю, при этом вовремя, в должном количестве и требуемого качества. Эта почетная и ответственная задача возложена на камских лесосплавщиков и на камских речников, от дружной работы которых зависит успех сплава.
В навигацию 1945 года общий об’ем сплавных работ по тресту «Камлесосплав» выражается в 3 милл. 475 тыс. фестметров, в пункты приплавки должно быть доставлено 3 милл. 384 тыс. фестметров древесины. Предстоит сплотить 1 милл. 800 тыс. фестметров, в том числе 1 милл. 600 тыс. фестметров механизированным способом.
Наибольший об’ем сплавных работ возлагается на Керчевский, Тюлькинский и Ильинский рейды, на Вишерскую и Верхне-Камскую сплавные конторы.
Успешнее выполнение этого об’ема работ зависит от того, насколько хорошо подготовятся к сплаву основные сплавные участки и в целом трест «Камлесосплав». Необходимо учесть недостатки прошлых лет и особенно 1944 года. Надо коренным образом улучшить работу паромоторного и несамоходного флота, такелажное хозяйство, полностью подготовить все сплоточные механизмы, наплавные сооружения, расчистить фарватеры и перекаты, улучшить бытовые условия рабочих.
Однако, несмотря на то, что до начала сплава осталось немного времени, некоторые участки медлят с решением этих вопросов. Так, на Керчевском и, Тюлкинском рейдах до сих пор не приведены в готовность наплавные сооружения, затянулось строительство запаней, медленно ремонтируются сплоточные механизмы. Неблагополучно с подготовкой на Осинском, Орлинском рейдах и в В.-Камской сплавконторе.
Подготовка к сплаву механических двигателей требует особого внимания. Для того, чтобы механическая сила в период навигации работала бесперебойно, необходимо в срок и доброкачественно провести текущий и капитальный ремонт флота и агрегатов, обеспечить газогенераторные двигатели сухой газочуркой, сложенной на складах, в таких местах, в которых имелись бы все приспособления для быстрой заправки катеров.
Необходимо использовать все возможности для сокращения расхода такелажа. С этой целью рейды должны уже сейчас разработать мероприятия по максимальному переходу на плоты системы Долматова, которая даст возможность резко сократить потребность в тросах, проволоке, шеймах и других видах такелажа.
Особое внимание должно быть уделено качеству формирования плотов. Надо повести решительную борьбу с потерями древесины, которая происходит в большинстве случаев из-за недоброкачественной сплотки лесокараванов. Нельзя мириться с таким положением, когда в 1944 году потеря древесины составила 103 тыс. фестметров. Следует обратить серьезное внимание на усиление технического контроля, повысить ответственность контролеров, приемщиков и браковщиков.
Как и раньше, в этот сезон сплавные участки будут пополнены новыми рабочими. Надо с первых же дней начать обучение этих людей, уже сейчас позаботиться о создании для рабочих нормальных бытовых условий.
Необходимо сделать все для того, чтобы максимально использовать для сплава первый весенний период. Для этого надо как можно быстрее провести сплав молевой древесины особенно на Обве, Косьве, Иньве, Сылве и их притоках. Заготовительные тресты обязаны во-время доставить древесину к местам лесосплава. Партийные и советские организации районов должны оказать реальную помощь в организации рабочей силы на быстрейшее завершение молевого сплава. В противном случае вся подготовительная работа «Камлесосплава» может прийти насмарку.
Немаловажную роль будет играть в успехе сплавных работ правильное понимание этой важнейшей военно-хозяйственной кампании камскими речниками. От них, как и от сплавщиков, требуется быстрое решение целого ряда вопросов, определяющих успех сплава. И в первую очередь это касается подготовленности буксирного флота. Нельзя повторять ошибки прошлых лет, когда суда, только что начавшие навигацию выходили из строя, задерживая выполнение планов сплава. Немедленная и тщательная проверка качества ремонта судов и судовых механизмов должна обеспечить безаварийное вождение плотокараванов!
Нужен общий язык, дружная совместная работа сплавщиков и речников, предварительное до начала сплава решение всех спорных вопросов, ибо междуведомственные споры в самый период сплава способны погубить дело. Успех дела будет обеспечен только при государственном подходе к важнейшему делу сплава, только при дружной спаянной работе сплавщиков и речников.
Наступает горячий момент. Еще несколько дней и вскроются реки. Быть готовыми к открытию сплавной навигации, встретить во всеоружии первое половодье—такова задача сегодняшнего дня.