О Мастерах

О своем мастере старая работница сверловщица т. Власова отзывается очень тепло.

— Александр Андреевич — боевой человек в работе/ и чуткий человек. Дело свое он знает на зубок. Но это еще не все. Иной мастер хорошо знает свою специальность, но толково о ней другим рассказать не может и не хочет. Александр Андреевич так растолкует задание, что только становись и работай. Настоящий мастер!

Это высокая оценка для человека, которому государство доверило руководство производством. И Александр Андреевич Шилков вполне оправдывает оказанное доверие. Старый токарь, став мастерам, он в дни войны все свои силы, энергию и способности отдает одной цели — выпуску все большего и большего количества продукции для разгрома врага. Несмотря на то, что в его подчинении находятся юнцы, которые еще год назад может быть играли в лапту, несмотря на недостаток инструмента и материалов, мастер всегда выходит из положения, а молодые рабочие, oбученные и воспитанные им, показывают пример подлинно социалистического отношения к труду. Условия работы Шилкова не лучше, чем у других мастеров. Его также нервируют непорядки с выпиской нарядов на работу, несвоевременная подача деталей и т. п. Но как настоящий командир, он никогда не хныкает. Он хорошо видит трудности и старается их преодолеть. Он знает: его дело — думать и решать вопросы так, чтобы все подчиненные были увлечены работой, получили четкие и конкретные указания, как лучше справиться с нормой

В дни войны мастер овладел по сути дела второй профессией — педагогической. Сколько подростков он вывел в люди — этого никто не скажет, и сам Шилков точно не знает. Он говорит:

— Думаю, что если бы собрать всех моих питомцев в один цех, то был бы большой цех.

Умение, требовательность и чуткость к людям — вот те качества, которые помогают мастеру Шилкову достигать успеха.

Как же работают другие мастера завода? Вот т. Кравченко. Руководители завода о нем неплохого мнения. Человек также болеет за производство, не щадит сил и времени для выполнения программы. Но вот над участком сгустились тучки. В такой момент от руководителя требуется особенная собранность, подтянутость и властная требовательность для предупреждения угрозы и решения задач. Этого как раз у Кравченко не всегда хватает. Недавно произошел такой случай. Один из дезорганизаторов цеха грубо нарушил процесс производства. На все уговоры рабочий не обращал никакоговнимания. Кравченко не знал, чтоделать. Явившись к главному инженеру, он обратился к нему с наивной просьбой — физическивоздействовать на дезорганизатора. Конечно, этот факт не говорит о силе мастера Кравченко, о его воле и настойчивости. Разве государство дало мастеру мало административных прав, которыеможно было бы использовать?Отчаяние и бессилие — не к лицу советскому мастеру!

Есть еще на заводе мастер тов. Романенко, это инженер по образованию. Ему казалось бы и карты в руки — обучать новичков, проявлять при решении производственных задач инициативу и поддерживать инициативустахановцев, постоянно совершенствовать процесс производства. Разве это не благороднейшая задача мастера - инженера? Тем не менее, Романенко ко всем этим вопросам относится весьма беззаботно. Он некомандует людьми, а сам идет у них на поводу. Это — мастер, думающий лишь о службе «от и до», об окончании смены без нарушения своего личного времени.

Таковы три руководителя смен завода. Они различны по своим качествам, знаниям, подходу к людям и отношению к делу. Но, темне менее, одно обстоятельство заставляет выступить в защиту всех мастеров.Партийная и профсоюзная организации к мастерам здесь относятся удивительно невнимательно. Их никогда не собирают, с ними не советуются, незаботятся об их производственном и культурном росте. Даже такая важнейшая работа, как смотр организации труда, как - то прошла без активного участия мастеров. Но потому ли в большинстве цехов смотр прошел формально, без серьезных изменений в организации труда.

И еще. Мастера этого завода получают заработную плату намного ниже зарплаты квалифицированных рабочих.

Если к этому добавить, что на заводе до сих пор нет системы поощрения мастеров за перевыполнение заданий, то станет понятным, что такой важный фактор, как материальная заинтересованность не используется дирекцией завода для повышения производственной активности мастеров.

Роль мастера на производстве почетна и ответственна. Задача заключается в том, чтобы руководители завода, его партийные и профсоюзные организации помогали мастеру, как настоящему командиру участка, способному выполнить любое задание, как бытрудно оно ни было.

В. БАКШТ. Спецкорр. «Звезды» .

Завод, где главным инженером т. Кулькин.