ОСЕНЬ НА КАМЕ

День и ночь водные просторы Камы бороздят десятки пароходов. На каждом из них идет напряженная трудовая жизнь. Камские водники совершают смелые рейсы, они хорошо сознают свои задачи в нынешней навигации, борются за быструю оборачиваемость флота, за перевозку грузов стахановскими скоростями.

Передовые коллективы камских плотоводов, перенимая опыт речников Севера, организовали соревнование с коллективами работников лесосплавных организаций. Крепя деловое содружество, они успешно начали борьбу за быстрейшее выполнение государственного плана по сплаву древосилы. Увеличилась провозная способность судов и вместе с тем сократилась потребность в буксировочной тяге, на гак берутся большегрузные плотокараваны.

Провозка большегрузных плотов сейчас, в мелководный период, особенно в верховьях Камы, требует большой опытности и инициативы. Хорошую практическую сметку и стахановскую смелость проявила недавно команда парохода "Родники". Капитан т. Смагин, учитывая особенности мелководного периода, добился уменьшения осадки корпуса судна. Команда "Родников" забуксировала в Усть-Вишере плот в 5975 фестметров. Плот такого объема, при мелководьи, редкое явление в верховьях Камы. Проявляя исключительную бдительность и самоотверженность, команда "Родников" в срок доставила большегрузный плот к месту назначения.

Прекрасно поработали в один из своих последних рейсов палубная и машинная команды парохода "Архангельск". Механик этого парохода т. Демидов успешно добивается полного использования всей мощности машины. Большегрузный плот был доставлен с веровьев Камы в Ново-Ильинский рейд безаварийно со скоростью, превышающей плановое задание на 15 километров в сутки.

Один из самых крупных плотов сплавила с Верхней Камы на Волгу команда парохода "Немда". Плотокараван в 19 тыс. кубометров доставлен к месту назначения на 14 часов раньше срока.

Образцы отличного выполнения задания по осенней транспортировке грузов показывают команды теплоходов "Туркмения" и "Татария". Коллектив "Татарии" с гордостью носящий вымпел Наркомата речного флота СССР, трудится в эти грозные дни с утроенной энергией. При уменьшенном штате теплоход сейчас успешно выполняет план перевозок и имеет значительную экономию топлива и смазочных веществ.

Подчиняя всю деятельность требованиям фронта, камские речники обязались максимально сократить объем ремонтных работ, бороться с преждевременным износом оборудования и механизмов. Почти все члены команд приобрели в эту навигацию вторые судоремонтные специальности. Матросы, штурвальные и лоцманы изучили столярное, малярное и плотничное дело, члены машинных команд овладели слесарным, кузнечным и токарным делом, стали лунинцами. Они уже выполняют первоочередные ремонтные работы во время плавания.

Ускоренными темпами производятся ремонтные работы на одном из передовых камских пароходов «Совнарком». Под непосредственным наблюдением капитана т. Пичугина и помощника механика т. Бушмелева команда парохода полностью закончила ремонт парового штурвала и занялась переборкой арматуры, ремонтом движка динамомашины и носовой паролебедки.

По-лунински работает коллектив буксирного парохода "Магнитогорск". Его машинная команда под руководством механика-коммуниста тов. Чепахина самостоятельно произвела весь мелкий ремонт машины и механизмов.

Перевозя грузы стахановскими, скоростями и проводя одновременно большие ремонтные работы на пароходах, речники Камы предъявляют законные требования к работникам судоремонтных предприятий. Они требуют от них большей оперативности в работе‚ строгого выполнения графика, четкого снабжения судовых команд сменно-запасными деталями и инструментом.

Большие подготовительные работы к зимнему ремонту судов развернулись на судоремонтных заводах: им. Дзержинского, Заозерье и «Старый бурлак». Срочными темпами производится ремонт заводских корпусов, отдельных цехов, складских помещений, двигателей и механизмов. Большая часть этих работ уже завершена. На заводе им. Дзержинского капитально отремонтирован электромонтажный цех, хорошо подготовились к зиме токарный, кузнечный и литейный цехи. В Заозерском заводе закончен ремонт котельного, лесопильного и столярного цехов, подготовлены двигатели и механизмы.

Для увеличения производственной мощности цехов рабочие судоремонтного завода им. Дзержинского решили отремонтировать и пустить в эксплуатацию некоторые старые станки и механизмы. Так, например, в токарном цехе был отремонтирован станок, о котором раньше говорили, что "он уже отработал свой век".

Рационализаторы - судоремонтники успешно ищут путей дальнейшего улучшения производства, добиваются замены дорогостоящих материалов и топлива более дешевыми. Фрезеровщик Заозерского завода тов. Никулин предложил сделать особый поворотный столб и трехцентровую головку к фрезерному станку. Это мероприятие во много раз улучшило работу фрезерного станка.

В токарном цехе завода «Старый бурлак» долгое время бездействовал зубофрезерный станок. Основная тяжесть работы переносилась на токарный станок. Рационализатор. тов. Юшков решил перенести нарезку резьб с одного станка на другой. Опыт удался. Сейчас т. Юшков работает на двух станках и значительно перевыполняет производственное задание.

Многие стахановцы судоремонтных заводов Камы в несколько раз перекрывают нормы, совершают подчас подлинно трудовые подвиги. Вот один из многих примеров.

На пароходе «Красноводск» потекли дымогарные трубы. Опытные котельщики тт. Зайцев и Полудин получили задание: срочно произвести ремонт и раскатку дымогарных труб. Двое суток, забывая об отдыхе, самоотверженно трудились стахановцы. Работа была закончена в два раза быстрее. Качество ее отличное.

Так повседневно трудятся речники Камы. Они стремятся еще лучше помогать фронту своим трудом, ставят себе задачу: по-боевому завершить нынешнюю навигацию.

А. БЫЧКОВ