От Советского Информбюро

Оперативная сводка за 11 января

В течение 11 января наши войска в направлении города САРНЫ форсировали реку СЛУЧЬ и заняли севернее города Сарны железнодорожную станцию СТШЕЛЬСК и южнее города - железнодорожную станцию НЕМОВИЧИ.

Юго-западнее и южнее НОВОГРАД-ВОЛЫНСКИЙ наши войска вели наступательные бои, в ходе которых овладели районным центром Житомирской области ЯРУНЬ, а также заняли более 30 других населённых пунктов, среди которых крупные населённые пункты КУРМАНЬ, КОЛОДЕНКА, РАДУЛИН, МИРОСЛАВЛЬ, СВИНОБЫЧИ, ЖАРЫ, ПОНИНКА, ЖЕЛОБНОЕ, МОКРОЕ, ДУБРОВКА, БУРТЫН и железнодорожные станции ОРЕЛЫ, КОЛОДЕНКА, РАДУЛИНО.

Западнее и юго-западнее БЕРДИЧЕВА наши войска, преодолевая сопротивление и контратаки противника, овладели несколькими населёнными пунктами, в том числе АВРАТИН, КИРИЕВКА, СТЕТКОВЦЫ, МОЛОЧКИ, БУРКОВЦЫ, КРАСНОПОЛЬ, ЖЕРЕБКИ, ПОГОРЕЛОЕ, ЛИСТОПАДОВКА.

Южнее БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ наши войска с боями продвигались вперёд и заняли несколько населённых пунктов.

Западнее и северо-западнее КИРОВОГРАДА наши войска продолжали вести наступательные бои, в ходе которых выбили противника из нескольких населённых пунктов. По уточнённым данным, в районе КИРОВОГРАДА за время боёв с 5 по 8 января включительно нашими войсками уничтожено: танков - 293, орудий разных - 296, самоходных орудий - 40, миномётов - 121, пулемётов - 445, бронемашин - 94, автомашин - 978.

Противник потерял только убитыми свыше 15.000 солдат и офицеров.

Нашими войсками захвачены следующие трофеи: танков - 150, орудий разного калибра - 188, миномётов - 242, пулемётов - 429, бронемашин и бронетранспортёров - 25, автомашин - 2.009, складов с боеприпасами, продовольствием и другим военным имуществом - 19.

На других участках фронта - разведка, артиллерийско-миномётная перестрелка и в ряде пунктов бои местного значения.

В течение 10 января наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 70 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 78 самолётов противника.

Наши войска, действующие в направлении города Сарны, переправились через реку Случь и, с боями продвигаясь вперёд, заняли железнодорожную станцию Стшельск (севернее гор. Сарны). Сопротивление противника в этом районе было сломлено совместными действиями бойцов Красной Армии и ровенских партизан. Южнее города Сарны наши бойцы стремительной атакой овладели железнодорожной станцией Немовичи. В боях за эти станции противник потерял убитыми до 800 солдат и офицеров.

Юго-западнее и южнее города Новоград-Волынский части Н-ского соединения сломили сопротивление немцев и, продвигаясь вперёд, заняли районный центр Житомирской области Ярунь и более 30 других населённых пунктов. В одном районе в лесу советские бойцы окружили группу немецких солдат и офицеров. Сжимая кольцо, наши подразделения полностью разгромили эту группу противника. Захвачено у немцев 6 танков, 7 оружий, 19 миномётов, 35 пулемётов и другие трофеи. Противник потерял только убитыми свыше 400 солдат и офицеров. Значительное число немецких и венгерских солдат сдалось в плен. Части другого нашего соединения, преследуя противника, уничтожили до батальона гитлеровцев и захватили крупный обоз с боеприпасами.

Южнее города Белая Церковь наши войска с боями продвигались вперёд. Советские подвижные части, действующие в районе железной дороги Смела-Христиновка, нанесли ряд ударов по подходящим резервам противника. Захватив врага врасплох, наши бойцы уничтожили 8 немецких железнодорожных эшелонов с живой силой, танками, боеприпасами и горючим. Выбегавшие из вагонов гитлеровцы попали под пулемётный огонь. Железнодорожное полотно усеяно трупами немецких солдат и офицеров, разбитыми танками и автомашинами. Огнём и взрывами уничтожено много военного имущества противника. Части Н-ского соединения, продолжая наступление, заняли несколько населённых пунктов.

Западнее и северо-западнее Кировограда наши войска умелым манёвром вышли на фланги противника, оборонявшего выгодные позиции. Советские пехотинцы и танкисты нанесли врагу удары с трёх сторон и в результате короткого боя обратили немцев в бегство. Преследуя противника, наши части заняли несколько населённых пунктов и захватили 3 исправных немецких танка, 9 бронетранспортёров, несколько артиллерийских батарей, 2 склада боеприпасов и склад с инженерным имуществом. В течение дня на всех участках нашими войсками подбито и уничтожено до 40 немецких танков и самоходных орудий.

4 января Советское Информбюро опубликовало показания Хесуса Переса Санчеса - пленного солдата 2 батальона испанского легиона, действующего на советско-германском фронте. Испанские пособники Гитлера утверждали, что все испанские войска, сражавшиеся в России на стороне немцев, отозваны в Испанию. Сам факт взятия в плен испанского солдата на Волховском фронте уличал правящую клику Испании в грубой лжи.

В первых числах января 1944 года наши бойцы захватили в плен ещё группу солдат испанского легиона. В числе пленных - шофёр командира испанского легиона Отеро Гарсия Эрнандес, солдаты штабной роты 1-го батальона исламского легиона Леопольд Сантьяго Инохоса и Хосе Абас Передо. Пленные подтвердили, что испанский легион находится на передовых позициях, и что все они были зачислены в этот легион помимо их води и желания. Пленный испанский солдат Леопольд Сантьяго Инохоса сообщил: «В конце августа 1943 года я в составе маршевого батальона прибыл на советско-германский фронт. В то время 250 испанская дивизия находилась под Ленинградом. Солдаты открыто заявляли, что они не желают воевать за интересы Германии. Многие солдаты дезертировали или наносили себе увечья, чтобы попасть в госпиталь. Осенью дивизию отвели в тыл и из ее состава сформировали испанский легион. В середине декабря 2-й батальон легиона отправился на Волховский участок фронта. Вслед за ним был выдвинут на передовые позиции и наш 1-й батальон, сменивший немецкую часть».

Пленный испанский солдат Хосе Абас Передо заявил: «Я прибыл на фронт в сентябре 1943 года. Мне известно, что в конце сентября и в октябре прибыли из Испании ещё два маршевых батальона. Легион формировался из солдат 250 дивизии. Вначале предложили вступить в легион добровольно, но добровольцев нашлось очень мало. Тогда офицеры об’явили, что мы зачислены в состав легиона».

Несмотря на полную очевидность фактов, в Мадриде попытались опровергнуть сообщение Советского Информбюро от 4 января сего года. Испанские гитлеровцы вначале заявили, что последние контингенты испанской «Голубой дивизии» вернулись на родину. Но факты - упрямая вещь. Испанский легион в мешке не утаишь. Пойманные с поличным официальные представители Испании начали осторожно признаваться, что часть испанских солдат якобы добровольно осталась на Восточном фронте.

Жалкие увёртки испанских пособников Гитлера никого не обманут. Отзывая деморализованных и небоеспособных солдат из России, они в то же время посылают на смену им новые и новые маршевые батальоны. Теперь неопровержимо доказано, что испанские части, как бы их ни называли, по-прежнему сражаются на советско-германском фронте на стороне немцев. Испанские двурушники хотят и невинность соблюсти и капитал приобрести. Прикрываясь маской нейтралитета, они продолжают верно служить Гитлеру.