О детской игрушке
Вопрос о детской Игрушке не является малозначащим и второстепенным, как думают некоторые. Вот почему недавно Совнарком СССР принял специальное решение о производстве детских игрушек через систему легкой промышленности.
Без игрушек нельзя обеспечить всестороннее развитие ребенка. Они служат первыми ориентирами в его жизни, облегчают его наблюдения, исследование окружающей действительности, являясь предметами в миниатюре. Без соответствующих игрушек трудно воспитать и соответствующие качества. Это прекрасно выразил Маяковский в стихотворении «Конь-огонь», где мальчик, прося купить игрушечного коня, говорит: «Вырасту кавалеристом, подавай, отец, коня». В игре с игрушками ребенок дошкольного возраста приобретает жизненно необходимые навыки и подготовку к школе.
Но у нас нечем как следует удовлетворить запросы ребенка и детского сада. Игрушек на рынке очень мало. Изредка появляющиеся игрушки не имеют должного педагогического значения. Возьмем, например, большие куклы-пеленашки из папье-маше. При всем напряжении далее богатой детской фантазии с ними трудно развернуть какие-нибудь игры. А ведь кукла, прежде всего, призвана изображать при помощи ее различные персонажи. В последнее время появились кое-где в продаже деревянные самолеты, тележки, автомашины. Но как грубо, не похоже на настоящие, они сделаны! Нет настоящих игрушек — мяча — чтобы развить ловкость движений, глазомер, меткость руки; разных лото — чтобы расширить кругозор ребенка, обогатить его речь; разборных деревянных игрушек, головоломок, строительного материала разрезных картинок — чтобы воспитывать сообразительность, находчивость в ребенке.
В Молотове подавно прошел семинар дошкольных работников по игре и игрушке. Многие школьные работники, энтузиасты своего дела, показали прекрасные образцы игрушек-самоделок. По этим образцам следует начать поделку игрушек. Ведь для игрушечного производства требуется немногое— отходы таких цехов, как деревообделочные и пошивочные. При этих-то цехах и нужно организовать мастерские игрушек. На помощь этому производству придут работники детсадов, школьники-подростки, богатые творческой, изобретательной мыслью. Особенно ценную помощь окажет областной методический кабинет по работе с дошкольниками. Надо только, чтобы местная и легкая промышленность области начала по-настоящему выполнить постановление Совнаркома, а исполкомы местных Советов обеспечили бы разворот этого совершенно необходимого производства.
С. ЧЕРТОВА— доцент Молотовского пединститута.