Роль мастера

Дальнейшее увеличение выпуска боевой продукции при существующих промышленных мощностях и количественном составе рабочей силы — главнейшая задача промышленных предприятий. Ключ к решению этой задачи — в неустанной, кропотливой творческой работе нал дальнейшим повышением производительности труда.

Предприятия города Молотова обладают значительными резервами роста производительности труда, складывающимися хотя бы из так называемых «мелочных производственных потерь».

Для примера можно привести фотографию одного рабочего дня двух участков из разных цехов взвода имени Сталина.

Участок мастера т. К. вследствие позднего начала работы и окончания его раньше срока потерял 17 часов рабочего времени. На бесцельное хождение по цеху и посторонние разговоры рабочих ушло еще 1354 часов. Из - за несвоевременного обеспечения станочников работой было потеряно 40 часов Так 70 часов из 201 потеряны из-за неорганизованности. И эти примеры не являются исключением. Их достаточное количество и на других заводах, особенно в первые дни каждого месяца. Спрашивается, сколько же мы теряем продукции на предприятиях с многотысячными рабочими коллективами только из – за расшатанной трудовой дисциплины?

При получении инструмента и деталей 25 рабочих участка мастера т. М потеряли более 11 часов своего рабочего времени. Они потеряли еще 0’5 часов из-за неисправностиоборудования. Эти же рабочие 18 часов потратили непроизводительно на запуск деталей и перенастройку станков.

Тщательный анализ работы в течение смены показывает, что на продуктивный труд рабочий затрачивает не более 60—70 процентов своего времени, остальное разбазаривается вследствие низкой трудовой дисциплины и различных организационно технических неполадок.

Немаловажным препятствием повышения производительности труда является на заводах высокий процент брака и возврата деталей для переделки. Достаточно сказать, что за 10 месяцев 1943 года только по 5 заводам города на браке потеряно свыше 30 миллионов рублей. Возврат деталей и узлов по некоторым цехам завода им. Дзержинского и завода, где главным технологом тов. Мысков, достигает 20—30 процентов.

Проведенный на заводе имени Дзержинского в ноябре прошлого года смотр качества продукция показал, что брак по цехам колеблется от 6 до 30 процентов. При этом большая часть причин, вызывающих брак, порождается плохим состоянием приспособлений, инструмента и оборудования и отсутствием повседневного инструктажа рабочих, наблюдения за их работой.

Сильно мешает дальнейшему увеличению выпуска продукции особенно в цехах, производящих мелкие детали, неудовлетворительное состояние межоперационного учета. Например, в одном из цехов завода им. Сталина в октябре 1943 года был пущен в производство материал для изготовления 24000 деталей. Сдали готовых деталей только 17000. При поисках пропавших7000 деталей обнаружили в грязи 3000 штук, а остальные 4000 так и не нашли.

Подобные производственные потери имеют место и на других заводах города.

Равнодушное отношение к потерям - просто преступление, тем более, что для их устранения не требуется никаких капитальных затрат и большой организованной перестройки. Нужно повысить творческую инициативу и организующую роль сменного мастера, сделать его центральной фигурой, настоящим хозяином на участке или в группе. Это даст серьезнейшие результаты.

Партия и правительство уделяют исключительное внимание вопросам повышения роли мастера на производстве.

В решениях XVIII Всесоюзной конференции ВКП (б) записано: «Необходимо на предприятиях поднять роль мастера, как непосредственного организатора производства и поставить дело таким образом, чтобы мастер являлся полноправным руководителем на порученном ему участке производства, полностью отвечающим за соблюдение технологической дисциплины и за выполнение производственного задания по всем показателям».

За период войны на предприятиях города выдвинулось немало мастеров, ставших полноправными руководителями своих участков, умело организующих работу, повседневно воспитывающих своих рабочих в духе беззаветной преданности родине, выполнения долга перед фронтом.

За хорошую организацию труда на своем участке и высокие показатели в работе многие производственные мастера награждены орденами и медалями Советского Союза.

Однако, значительная часть мастеров до сих пор не проявила себя. Отдельные командиры средних звеньев еще не поняли тойответственности,которая возложена на них партией и правительством в деле выполнения производственных заданий. В известной мере это объясняется тем, что некоторые руководители заводских партийных организаций не обеспечили повседневного контроля за выполнением постановления СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении роли мастерана производстве» Они смирились с фактами грубого нарушения этого постановления хозяйственными руководителями. Сплошь и рядом сменные мастера вместо развернутого месячного задании, дающего возможность правильно спланировать работу, получают только ежедневные сменные задания, иногда за полчаса до начала работы или только график подачи деталей за смену. Вследствие этого сменные мастера значительную часть своего рабочего времени тратят на выполнение несвойственных им функций, мало занимаются обучением рабочих. Например, сменный мастер т. Петров на заводе, где главным технологом т. Мысков в течение одного из своих рабочих дней на инструктаж рабочих потратил только 5,6 процента своего рабочего времени, а 32 процента у него ушло на наладку станков. 21 процент на ремонт оборудования и 5 процентов подноску материалов. Mастер т. Пепеляев с завода им. Дзсржинского на инструктаж рабочих израсходовал четверть рабочего времени , на разрешение организационных вопросов и приемку деталей 33 процента, а остальное время потеряно непроизводительно, в том числе 11 процентов на личные дела.

Почти на всех заводах не выполняется пункт постановления правительства о двухпроцентном отчислении от фонда заработной платы в распоряжение мастера для премирования лучших рабочих и пункт о выплате премии сменным мастерам (помимо существующего порядка премирования за перевыполнения) в размере 25—50 процентов от сэкономленной части фонда заработной платы, за выполнение программы на том или ином участке.

Роль мастера сильно принижается также многоступенчатостью существующей в управлении производственной группой в цехах. Достаточно сказать, что производственное задание или другое какое - либо распоряжение проходит через руки начальника цеха, заместителя начальника цеха, старшего мастера, или начальника участка и только после этого попадает к сменному мастеру. Такая система порождает анархию и безответственность. Создание в цехах равноправных смен по опыту завода, где главным технологом тов. Максимов, даст возможность упростить структуру управления в цехах, повысить роль мастера.

За последние два года многие рабочие были выдвинуты на должность мастеров. Они не имеют достаточной подготовки и навыков в организации труда рабочих. И повышение технического уровня мастера должно быть обязательно включено в план работы партийных и хозяйственных организаций. К сожалению, до сих пор они обучением мастеров по-настоящему не занимались. На заколе, где главным технологам тов. Мысков 80 процентов всего состава мастеров — практики. Из них прошли переаттестацию меньше половины. И учебы мастеров на заводе никакой нет.

Вывод может быть только один:партийные организации обязаны содействовать тому , чтобы сменному мастеру были созданы все условия для проявления инициативы, как полноправному хозяину своего участка, непосредственному руководителю производства полностью отвечающему за деятельность своей группы. Надо добиваться, чтобы он повседневно повышал слой технический и культурный уровень и мог бы отвечать всем требованиям, предъявляемым к хозяйственному и политическому руководителю.

Нет сомнения, что при активной и настойчивой работе партийныхорганизацийвопрос о повышении роли мастера будет решен успешно. Этим мы создадим условия для осуществления почетной и ответственной задачи увеличения выпуска продукции для фронта.

Н. Зайцев зам. секретаря Молотовского горкома ВКП (б) по промышленности.