На большой шахте
(От нашего специального корреспондента)
1. Неоплаченный долг
Шахта им. Калинина — крупнейшая в тресте «Андреевуголь». Она дает почти половину всей добычи треста. Несмотря на то, что шахте оказываются всемерная помощь и внимание, она работает плохо. В прошлом году калининцы недодали стране десятки тысяч тонн угля. Только в январе этого года задолженность шахты составили свыше 4 тысяч тони, а за первые восемь дней февраля — свыше 2.000 тонн.
Чем об’ясняют отставание шахты ее руководители, какие причины мешают ей справляться с государственными заданиями?
— Плохие геологические условия, отсутствие людей и слабое материально техническое снабжение, — вот что повседневно твердят (правда, теперь во всегда вслух) начальник шахты Мудрив и гл. инженер Пясецкий.
В действительности же это не причины, а отговорки. Ведь учитывая эти самые, специфические геологические условия шахты, ей уменьшен план по сравнению с прошлыми голами более чем на 1.000 тонн. Что же касается материально-технического снабжения, то в 1943 году при значительно меньшей добыче (против 1942 г.) основные материалы и оборудование шахта получала в несколько раз больше, чем в 1942 г.
Ссылки, на недостаток рабочих также неосновательны.
В чем же, спрашивается, дело? Где истинные причины, мешающие коллективу работать по-фронтовому? Они кроются прежде всего в неправильном, порочном стиле руководства шахтой, запущенности горных выработок, в разболтанности трудовой дисциплины не только среди шахтеров, но многих руководителей участков и бригад.
2. «Стиль» руководства
В верхней части лавы на участке № 4 получилось утончение пласта до 0.3 метра. Остальное — камень. Будучи в лаве, т. Мудрик отдал распоряжение начальнику участия т. Симченко отрезать верхнюю часть лавы и продолжать работать ниже, где пласт имеет рабочую мощность. Кажется ясно — руководитель отдал четкое и иритом правильное распоряжение. Оставалось только его выполнить. Не успел, однако, т. Симченко приступить к делу, как на участок явился гл. инженер т. Пясецкий:
— Чем занимаетесь? И последовало об’яснение.
— Отставьте. И продолжайте работать попрежнему!
И в лаве стали работать попрежнему...
Это не исключительный, не случайный факт. Нет. Это система. Это стиль руководства.
Вот еще факты. Тов. Мудрик издает много приказов, но как они выполняются? Лишь недавно появился приказ, обязывающий работников лесного склада обеспечить шахту необходимым запасом крепежного леса. Этот приказ так и остался на бумаге. Почему?
— Нам люди нужны, — говорят на окладе, — а их нет. Кому же выполнять приказ начальника шахты?
В других случаях приказы попросту не выполняются из-за халатности и распущенности исполнителей. Но главная беда, однако, в том, что выполнение приказов вообще никто не проверяет и не контролирует.
— Нужно откровенно признать, — говорит парторг ЦК ВКП (б) на шахте т. Вафин — что многие приказы и распоряжения в шахте издаются формально и непродуманно. Тт. Мудрик и Пясецкий часто спорят между собой. Это далеко не деловые споры. Замена одних распоряжений другими, взаимная грубость тяжело отражаются на подчиненных, на всей работе.
Был такой случай: к гл. инженеру явилась бригада навалоотбойщиков т. Чердынцева. У навалоотбойщиков накопилось много жгучих производственных вопросов, разрешить которые можно было лишь с помощью технического руководителя. Надежды бригады, однако, не оправдались. Не успел т Чернышов проинформировать о делах бригады, как был прерван суровым голосом:
— Предупреждаю, что если через два дня не пойдет уголь, разгоню вашу бригаду.
Если гл. инженер «руководит» подчиненными путем запугиваний, брани и окриков, то начальник шахты, наоборот, слишком часто уговаривает командиров.
— Смотри же, друг, имей совесть, не подведи меня, давай план, — так обычно напутствует т. Мудрик начальников участков.
3. «Пестрые» участки
Их много на шахте, таких «пестрых» участков. Находясь в одинаковых условиях, они тем не менее работают по-разному.
Вот два участка: № 1, которым руководит т. Решетняк, и № 9, где начальником т. Коновалов, 229 лава 9 го участка – одна из лучших на шахте. Участок насыщен механизмами и обеспечен замечательными людьми. Это здесь работают такие опытные и прославленные горняки, как Якуб Шайхутдинов, Чердынцев, Немцев. И где же план здесь систематически срывается. Почему? Очень просто. Тов. Коновалов плохо руководит своими людьми, не прислушивается к ним, но реагирует- на неполадки.. Участок много терпит из-за аварийности механизмов. Только на - днях врубмашины простояли две смены подряд, что, конечно, сильно отразилось на добыче.
Не так руководит участком тов. Решетняк. О нем говорят: «ин по часам следит за работой участка». И это верно. Тов. Решетняк поминутно знает, что творится в лаве и на-ходу принимает меры. Это заботливый хозяин лавы, отвечающий за людей и за механизмы. Рот и все условия у него не лучше, а кое-где даже хуже, чем на участке Коновалова. Однако, первый участок систематически справляется с программой, прочно удерживает шахтное и городское переходящее красное знамя. Таких примеров немало. И если на шахте так много участков, не выполняющих план, то это именно потому, что их руководители недобросовестно выполняют свои прямые обязанности. Многие из них довели горные выработки до хаотического состояния. Достаточно сказать, что из 11 действующих лав — 7 искривлены. Паспорта крепления грубо нарушаются. Рабочие места не подготавливаются. На всех участках велика аварийность. Между тем аварийщики вольготно чувствуют себя на шахте Главная беда в том, что здесь не созданы ревы-носимые условия для аварийщиков.
4. Источники низкой производительности
За последнее время на шахте сильно ослаблена трудовая дисциплина. И не мудрено! Это дело стало мало интересовать начальников участков. Порою они даже не спрашивают горных мастеров, как прошла смена. Почти на всех участках прием—сдача смен на местах работы, непосредственно в лавах не производится из-за ликвидации на шахте жетонной, нарядной системы. Наряды даются устно. При переводе рабочих из одной смены в другую многие горняки «теряются» и по нескольку дней «висят» в воздухе.
Как уж тут учитывать выход на работу?!
Но дело не только в явных нарушителях дисциплины. На многих участках укоренилась практика использования рабочих забойных групп на посторонних работах.
5. Калининцы могут и должны давать больше угля
Шахтеры Калинники должны и могут давать уголь по-военному. Они это уже доказали неоднократно. Ведь бывают же дни, когда шахта не только выполняет, но и перевыполняет план. Это дни повышенной добычи. Особенность этих дней заключается в том, что к ним тщательно готовятся. В эти дни хорошо организуется рабочее место, приводятся в порядок механизмы, тщательно расставляются люди. Нужно, чтобы опыт штурмовых дней стал обыденным явлением, вошел в практику, в будни.
В. БАКШТ.
г. Губаха, шахта им, Калинина.