От Советского Информбюро
Оперативная сводка за 7 марта
В течение 7 марта войска 1-го УКРАИНСКОГО фронта, продолжая развивать наступление, овладели районным центром Тарнопольской области городом и крупной железнодорожной станцией ПОДВОЛОЧИССК, районным центром Каменец-Подольской области СТАРАЯ СИНЯВА, а также с боями заняли более 200 других населенных пунктов, в том числе РЫДОМЛЬ, СВИНЮХИ, СТАРЫЙ ОЛЕКСИНЕЦ, ДОБРОВОДЫ, ИГРОВИЦА, КЛЕБАНОВКА, КОРШИЛОВКА, ВЕРБОВЦЫ, БОЛЬШИЕ ПУЗЫРКИ, ДРАЧИ, ЗЕЛЕНЦЫ, ЖАБЧЕ, САМЧИКИ, СВИННАЯ, ЛАДЫГИ, ЛАЖАВА, ДЕСЕРОВКА, ПАСЕЧНА, ИВКИ, ТЕРЕШПОЛЬ, КАЧАНОВКА, СКАРЖИНЦЫ, БЕСПЕЧНА и железнодорожные станции ЧЕТЫРБОКИ, БОЛЬШИЕ ПУЗЫРКИ, ЛАЖАВА. Противник на ряде участков нашего наступления переходил в контратаки крупными силами пехоты и танков, но был отбит, понеся при этом большие потери в живой силе и технике.
На других участках фронта - разведка и в ряде пунктов бои местного значения.
В течение 6 марта наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 78 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбит 71 самолёт противника.
Войска 1-го Украинского фронта продолжали успешное наступление и заняли более 200 населённых пунктов. Части Н-ского соединения, сломив упорное сопротивление противника, решительной атакой овладели районным центром Тарнопольской области - городом и крупной железнодорожной станцией Подволочисск. На поле боя осталось свыше 1.200 вражеских трупов и много разбитой техники противника. Захвачены трофеи и много пленных. На другом участке наши части, стремительно продвинувшись вперед, выбили противника из районного центра Каменец-Подольской области Старая Синява. В бою за этот пункт разгромлен полк немецкой пехоты. Захвачено 36 орудий, 25 миномётов, 87 пулемётов, 11 радиостанций и 250 автомашин. На ряде участков немцы контрударами пытались остановить наступление советских войск. Контратакующие пехота и танки противника были отброшены с большими для них потерями. По неполным данным, в течение дня уничтожено свыше 60 немецких танков и самоходных орудий, 19 бронетранспортёров и бронемашин.
В районе железнодорожной станции Волочиск наши танкисты разгромили два войсковых штаба немцев, захватили несколько железнодорожных эшелонов и свыше 400 автомашин с различными военными грузами. В районном центре Фридриховка захвачены крупные склады с продовольствием и боеприпасами.
На Нарвском направлении части Н-ского соединения выбили немцев из нескольких опорных пунктов. В боях за эти пункты уничтожено до 500 гитлеровцев. В другом районе немцы силами до полка пехоты в течение дня предприняли десять контратак, пытаясь вернуть потерянные ими позиции. Все контратаки противника отбиты с большими для него потерями. Наши бойцы прочно удерживают занятые позиции, имеющие важное значение.
В течение вчерашнего дня противник на поддержку своих наземных войск бросил в бой крупные силы авиации. В завязавшихся воздушных боях наши лётчики сбили 28 бомбардировщиков и 19 немецких истребителей. Кроме того, 8 самолётов противника уничтожены огнём советской зенитной артиллерии. Таким образом, всего за день сбито 55 немецких самолётов.
Партизанский отряд, действующий в Вилейской области, за месяц боевых действий пустил под откос 6 железнодорожных эшелонов противника. Действуя из засад на шоссе, советские патриоты уничтожили 16 грузовых и легковых автомашин, истребили 11 офицеров и 70 немецких солдат. Группа партизан, действующая в Белостокской области, организовала крушение немецкого воинского эшелона. Восстановительная команда извлекла из-под обломков вагонов свыше 100 трупов гитлеровцев, погибших во время крушения поезда.
Взятый в плен на Первом Прибалтийском фронте командир 2 батальона 51 немецкого полка капитан Гюнтер фон Ганштейн рассказал: «Немецкое командование всячески скрывает истинное положение дел на фронте. Оно держит в полном неведении не только солдат, но даже и офицеров. О последних поражениях немецких войск под Ленинградом и на юге мы узнали из русских листовок и радиопередач. Особенно тяжёлое впечатление произвело на всех солдат известие об окружении и уничтожении десяти немецких дивизий в районе Корсунь-Шевченковский. Среди солдат имели место такие разговоры: «Германия уже войну проиграла», «Надо скорее выбраться отсюда, пока не поздно, иначе русские устроят нам такой же «котёл», как и на юге». На нашем участке рано утром русские произвели сильный огневой налёт. Я отдал приказ об отступлении, но было поздно. Русские танки уже находились в нашем тылу. Сопротивление было бессмысленно, и я сдался в плен».
Жители города Белая Церковь, Киевской области, составили акт о зверствах немецко-фашистских оккупантов. В акте говорится: «Как только немцы заняли наш город, они начали массовое истребление мирных жителей. В августе и сентябре 1941 года фашистские изверги расстреляли несколько тысяч мирных жителей и закопали их в противотанковых рвах. Массовые расстрелы происходили также на территории стрелкового тира. Осенью 1943 года во дворе тюрьмы на Подвальной улице и в саду, прилегающем к ней, были замучены сотни советских граждан. Уже после освобождения города в этом саду обнаружено свыше 400 трупов. В январе 1944 года гестаповцы загнали 250 человек в один из домов в предместье города. Фашистские мерзавцы облили дом бензином и живьём сожгли запертых там советских людей. В конце лета и осенью прошлого года гитлеровские палачи начали заметать следы своих преступлений. Специальные команды вскрывали массовые могилы на территории стрелкового тира, обливали трупы горючей смесью и сжигали их».
Акт подписали жители города Белая Церковь: врач Горохов, А. Евчук, Ю. Боровкова, У. Стрикун, С. Самарова, Е. Вилигура и другие.