Горнячки

Случись это неделю раньше, Анна Понарина легко вышла бы из положения. И почему не выйти — разве и более высокая корма угля была бы им не по плечу? Но сейчас... Бригадир терялась в догадках, и даже ее изворотливый и щедрый на хитрую выдумку ум не мог подсказать утешительного решения. Неделю назад она передала в отстающие бригады четырех навалоотбойщиц, ловких, испытанных в труде горнячек. И вот теперь самой приходится расхлебывать кашу: с меньшим числом работниц выполнять более серьезное, намного повышенное задание добычи угля.

— Я, девчата, ваше задание переложу на другие бригады. Все-таки будет легче, — осторожно предложил начальник участка.

Лицо Анны Понариной налилось густым румянцем. Нет, она не стерпит такого позора, не позволит пятнать высокое звание фронтовой бригады. Ее дружно поддержали все шахтерки. Они твердо решили: любой ценой справиться с новым планом, хоть, может быть, придется для этого пожертвовать часами своего отдыха, отказаться от воскресных дней.

Горячо взялись за дело горнячки, много старались. Но далеко не блестящи были их первые результаты. Не так просто почти на треть повысить выработку каждой навалоотбойщице, грузить вместо 10 по 13 и более тонн топлива. От непривычно спешного и жаркого труда ныли спины, движения сковывала усталость, и все же бригада давала угля меньше плана.

— Здесь одним напряжением сил не возьмешь,—трезво рассуждала бригадир в тесном кругу верных подруг-шахтерок,— видимо, надо нам лучше организовать труд, действовать смекалкой.

Всего 10 месяцев работает Анна Понарина в лавах, но суровую шахтерскую школу прошла она у знатных, опытных горняков. Научили они ее действовать в шахте с расчетом, осмотрительно, не рубить сгоряча, все продумывать, взвешивать. И присматриваясь теперь к работе своей бригады, Аняна Понарина стала понемногу подмечать то, мимо чего она раньше проходила молча и равнодушно, чему не придавала особого значения.

— Почему вы, товарищ Ким-Василий, запаса крепежного леса нам не оставляете? Или думаете, что нам своего трудового времени не жаль, выполняя за вас эту работу?

Смущенный сменный бригадир пообещал не подводить больше принимающих его работу навалотбойщиц. И девушки удивлялись, что не замечаемые раньше потери 30—40 минут для подвозки леса обернулись лишними десятками тонн угля. Это открыло глаза бригадиру — началась борьба за минуты. Быстро устранив мелкие неполадки в работе горных механизмов, упорядочив отгрузку угля в вагонетки на штреке и т. д., бригадир Понарина выкроила еще десятки минут, ранее пропадавшие бесцельно для дела.

Инициатива, находчивость отличает работу девушек-горнячек. Это и помогло им справиться с повышенным планом, вызывая восхищение у всего коллектива шахты. С уменьшенным составом бригада сейчас перевыполняет план в полтора, а то и в два раза.

Кто же они, эти мастера шахтерского труда? На последнем слете стахановцев - угольщиков бассейна делегаты живо интересовались делами молодых горнячек. Шумными аплодисментами вызывали они бригадир на трибуну. И как были удивлены, когда на трибуне появилась молоденькая девушка, которой от силы можно дать 18—20 лет. Быстро оправившись от минутного смущения, Анна Понарина громко и уверенно начала свою речь:

— Наша бригада молодая — ей всего 10 месяцев от роду, да и все члены ее очень молоды, самой старшей из нас 20 лет. Трудно приходилось сначала девчатам. Но мы твердо решили осилить профессию навалоотбойщика и доказали, что можем работать не хуже мужчин. В прошлом году бригада выдала около 4 тысяч тонн угля сверх плана. В соревновании по шахте мы вышли на первое место.

Да, это немалый подвиг юных патриоток, велико значение начатого ими дела. Руководимые сознанием своего долга перед Родиной в грозные дни войны, девушки отказались от легкой и чистой работы, спустились в лавы, осваивая непривычный для женщин горняцкий труд. Трудности не пугали их, а лишения только закаляли их волю и стремление победить.

— Сделанное — только начало,—скромно говорят горнячки,— Вот еще немного подучимся, освоим работу на всех шахтных механизмах, и тогда создадим комплексную бригаду. Будем давать угля в полтора раза больше теперешнего.

Почин бригады Анны Понариной нашел горячий отклик у многих женщин на шахтах Кизиловского бассейна. Уже не одна—десятки навалоотбойщицких женских бригад с неослабевающей энергией и высоким производственным под'емом работают в лавах. Имена бригадиров Гильмутдиновой, Дубровой и многих других хорошо известны в бассейне. Женский труд нашел широкое распространение на шахтах. А. РЯБОКЛЯЧ.

Кизел, шахта № 6 «Капитальная».