ВООРУЖЕННЫЕ СТОЛКНОВЕНИЯ МЕЖДУ ЛИТОВСКИМИ ВОЕННЫМИ ЧАСТЯМИ И НЕМЕЦКИМИ ВОЙСКАМИ «СС»

СТОКГОЛЬМ. 6 июня. (ТАСС). В шведских газетах опубликовано следующее сообщение Шведского телеграфного агентства со ссылкой на Берн.

«Согласно сообщению Виленского верховного комитета, борьбы за освобождение Литвы, командующий местными литовскими военными частями, сформированными в феврале 1914 г., генерал Повилас-Плехавичуо и начальник его штаба полковник Урбонис были приглашены 14 мая в Каунас к немецкому полицейскому комиссару Литвы генералу войск «СС» Гинце. Оба офицера были немедленно арестованы и отправлены в Германию. Одновременно с этим немцы окружили здание штаба литовских местных военных частей в Каунасе с намерением арестовать находившихся там офицеров. Офицеры оказали вооруженное сопротивление. При перестрелке было убито несколько офицеров. Остальных немцы взяли в плен. В ночь на 15 мая войска «СС» попытались обезоружить литовский учебный батальон в Мариямполе, состоящий из 1.800 человек, и кадетскую школу, в которой находилось 1.200 курсантов. Бои продолжались до тех пор, пока литовцы не израсходовали все боеприпасы. Обе стороны понесли тяжелые потери- Семь литовских батальонов в районе Вильно были обезоружены. Остатки 14 литовских батальонов, находившихся в северной Литве около Поневежица были предупреждены во-время, так что им удалось бежать в леса.

Конфликт имеет следующую предысторию.

С разрешения немцев генерал Плехавичус сформировал в Литве 14 литовских батальонов для поддержания порядка в Литве и для борьбы с советскими партизанами, оперирующими в восточной Литве. Литовцы считали формирование этих частей началом восстановления регулярной литовской армии, предназначенной для восстановления самостоятельности Литвы и для защиты страны от грозящих ей опасностей. Литовцы пред’явили при этом условие, что немцы не имеют права пользоваться этими войсками в других местах. Немцы обещали также, что они откажутся от мобилизации литовцев для немецких войск. Тем не менее, немцы мобилизовали 28 апреля контингенты 1915—1924 годов рождения и всех офицеров. Немецкая мобилизация потерпела полное фиаско. После этого немецкая гражданская администрация постаралась заставить литовские батальоны войти в состав немецких войск «СС». Генерал Плехавичус отказался. Немцы сообщили ему 13 мая, что литовские батальоны влиты в состав «СС».

В тот же лень Плехавичус посетил генерального комиссара Литвы фон Гентельна и сообщил ему, что он распустит свои войска, если немцы будут настаивать на своем. Когда Плехавичус пошел к Гинце, он думал, что его вызвали для новых переговоров.