Повысить идейно - политический уровень и культуру в работе кадров—важнейшая задача парторганизаций*)
П. САДОВСКИЙ — секретарь Березниковского горкома ВКП(б)
В грозные дни Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков значительно возросла роль Урала. Он стал крупнейшей базой оснащения Красной Армии боевой техникой, величественной кузницей этой техники. Чтобы Урал успешно решал свои исторического значения хозяйственно-политические задачи, Центральный Комитет ВКП(б) поставил перед партийными организациями Урала в качестве основной задачи— поднять идейно - политический уровень уральских кадров до уровня кадров Москвы и Ленинграда.
У рядовых членов партии и даже у некоторых руководителей первичных партийных организаций часто встречаются трудности, сомнения на счет того, как правильно организовать свою работу, чтобы успешно выполнить задачу, поставленную ЦК ВКП(б).
Опираясь на указания Ленина и Сталина и пользуясь фактами из практики березниковских первичных партийных организаций, попытаемся разобрать данный вопрос, а также ряд вопросов, тесно связанных с ним.
Чтобы быстрей одержать победу над гитлеровской Германией, необходимо мобилизовать все резервы, использовать все возможности, все больше и больше давать фронту боевой техники и продовольствия. Это истина, это непреложный закон хозяйственных и партийных руководителей предприятий, каждого советского патриота. Но Урал по своим об’ективным данным способен дать стране и фронту еще больше того, что он дает в настоящее время.
Наличие богатейших сырьевых и энергетических ресурсов, наличие крупной промышленности с высокой техникой, наличие как командных, так и квалифицированных рабочих кадров, и, наконец, полное единодушие трудящихся Урала в стремлении дать фронту как можно больше всего необходимого, их готовность пойти на преодоление всяких трудностей военного времени, их непреклонная воля к самоотверженному труду—вот те об’ективные данные, которые делают Урал способным дать гораздо больше того, что он дает сейчас.
Но возможность не есть еще действительность, и чтобы превратить возможность в действительность, требуется напряженная борьба людей, призванных выполнить поставленную партией и правительством задачу. Для этого, в первую очередь, необходимо знать, что мешает выполнению этой задачи, что мешает предприятиям Урала дать, все то, на что они способны по своим об’ективным данным.
Главное, что ограничивает способность, главное зло любого отстающего предприятия,— это прежде всего—низкая организация труда и общая низкая его культура, брак, аварии, простои, прогулы, неисполнение приказов, распоряжений и т. п. Но если посмотреть глубже, то все эти причины, ограничивающие производственную возможность предприятия, сводятся к двум основным—к вопросу об уровне сознательной трудовой дисциплины и к вопросу об уровне технической грамотности работающих.
Брак и аварии, например, происходят и могут происходить, как правило, по двум обстоятельствам: или по незнанию дела работниками, или по их недисциплинированности, или, наконец, по тому и другому вместе. В такой же зависимости от фактора дисциплины находятся остальные отрицательные явления в деятельности предприятий и людей.
Рассматривая вопрос о технической грамотности людей, работающих на предприятии, мы приходим к выводу, что в основном уровень технических знаний работника также, прежде всего, зависит от дисциплины. Целый ряд случаев подтверждает, что низкий уровень технических знаний работников имеет место там, где люди не занимаются технической учебой. А это, в конечном счете, также результат безответственности в организации подготовки кадров, показатель низкой дисциплины.
Аварию можно ликвидировать, но не ликвидировав причину, порождающую аварию, т. е. не подняв трудовую дисциплину среди людей, которые обслуживают тот или иной агрегат, нельзя избежать повторения. Значит, необходимо помнить, что трудовая дисциплина на производстве — постоянно действующий фактор. Это, конечно, не исключает необходимости принятия самых решительных и жестких мер против непосредственных виновников аварий и бракоделов, но нужно также твердо помнить, что главным решающим фактором, от которого зависит успешная работа предприятия в целом, является, прежде всего общий уровень дисциплины и организованности людей, работающих на производстве. Что же необходимо сделать, чтобы достигнуть высокого уровня дисциплины на предприятии? Какие конкретные меры необходимо принять, за что уцепиться?
Необходимо, прежде всего, поднять уровень дисциплины партийной организации. Никто не будет оспаривать то положение, что там, где высока партийная дисциплина среди коммунистов, там высок и уровень трудовой дисциплины среди всех рабочих. Но, чтобы поднять уровень партийной дисциплины. нужно знать, на чем основана и чем она проверяется и подкрепляется.
«Во- первых, сознательностью пролетарского авангарда и его преданностью революции, его выдержкой, самопожертвованием, героизмом. Во-вторых, его умением связаться, сблизиться, до известной степени, если хотите, слиться с самой широкой массой трудящихся, в первую голову пролетарской, НО ТАКЖЕ И НЕПРОЛЕТАРСКОЙ трудящейся массой. В-третьих, правильностью политического руководства, осуществляемого этим авангардом, правильностью его политической стратегии и тактики, при условии, чтобы самые широкие массы СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ убедились в этой правильности» — так писал В. И. Ленин в своем, произведении «Детская болезнь «левизны» в коммунизме».
Все указанные В. И. Лениным условия без которых не может быть требуемой партийной дисциплины, приводят нас к выводу о необходимости наличия высокого идейно-политического уровня членов партии. И чем выше этот уровень, тем выше будет партийная дисциплина. И практика показывает, что партийная организация, добившаяся высокого уровня партийной дисциплины, всегда способна поднять и поднимает производственную дисциплину всех рабочих на уровень поставленных перед данным предприятием задач.
У людей, работающих десятками лет в одном предприятии, устанавливается известный уровень дисциплины, соответствующий характеру данного производства и его техники. Вырабатываются у таких людей свои производственные навыки, приемы, даже известный автоматизм взаимности как между рабочими, так и между цехами. И если, как бывало до Отечественной войны, на такое предприятие, насчитывающее тысячи рабочих, приходили единицы новых людей с меньшим уровнем дисциплины и навыков, то эти единицы не оказывали заметного отрицательного влияния на уровень установившейся дисциплины. Ибо в таких условиях всякое, даже незначительное нарушение установившейся дисциплины резко всплывало наружу. И всякий недисциплинированный, неорганизованный человек вынужден был под давлением самой обстановки быстро подтягиваться до общего уровня дисциплины и порядка.
Но война, навязанная нам фашистской Германией, усложнила условия работы. Она потребовала колоссального напряжения всех сил народа. Война заставила промышленность Урала систематически, изо дня в день, из месяца в месяц повышать выпуск продукции. Вследствие того производственные планы резко менялись в сторону увеличения на всех без исключения предприятиях. А это, в свою очередь, потребовало массового прилива новых рабочих.
На Березниковской ТЭЦ за 1942 год только в двух основных цехах состав рабочих и командиров обновился на 80 процентов, на содовом заводе в одном только транспортном цехе—на 90 процентов. Причем часть людей пришла с предприятий, где требовалась меньшая квалификация, часть—из колхозов и много молодежи, которая еще не работала на производстве. На предприятия влилось 80 процентов новых людей. И это большинство — люди непривычные к требуемому уровню дисциплины, не имеющие достаточных навыков и организованности в работе. Требовалась коренная перестройка работы партийной, комсомольской и профсоюзной организаций и хозяйственных руководителей по воспитанию рабочих. Но партийная организация ТЭЦ с этой ответственной и трудной задачей справилась плохо. Не случайно поэтому на станции так много было аварий, брака, прогулов, дезертирства и т. п. Станция много месяцев в течение 1942 и 1943 года не выполняла своих производственных планов.
Директор Березниковской ТЭЦ т. Максимов и бывший секретарь партбюро тов. Гольтяков растерялись в работе и часто недоумевали: как же они раньше руководили крупными предприятиями, работали на больших электростанциях и дело шло хорошо, а тут не могут справиться. Но истинных причин своего собственного бессилия ни дайн из них не смог определить. Можно было также часто наблюдать, что даже лучшие мастера-энергетики, приглашенные с других станций и имеющие за плечами большой стаж стахановской работы, попадая сюда, превращались руководством ТЭЦ в неспособных людей. Так, например, было, с хорошими мастерами тт. Куркула, Сергеевым, Мусько и другими. Приехав на Березниковскую ТЭЦ, и не зная происходящих изменений в кадрах, они начинали работать так, как они привыкли работать раньше со сработавшимся коллективом. А когда дело не шло, то они нервничали и шли на крайние меры, наказывали рабочих. Руководители станции, в свою очередь, вместо того, чтобы помочь новым товарищам разобраться в положении, тоже пускались в крайности, нередко избивая лучшие кадры мастеров.
Ha вопрос, как поднять идейно-политический уровень партийных организаций, одни отвечают так: если ликвидировать аварии, простои и брак, производственный план будет выполняться и идейно-политический уровень поднимется. Другие склонны к тому, чтобы примените дан этого какие-то новые, неизвестные досоле формы работы и этим решить дело. Конечно, новые фермы и методы в партийно-политической работе дело хорошее, их нужно применять и совершенствовать, но ведь это зависит опять-таки от общего состояния культуры и идейной вооруженности кадров на любом предприятии. Например, можно взять готовые формы работы с Московского завода им. Сталина и перенести их механически на Березниковский содовый завод. Но эта попытка наверняка потерпит неудачу, ибо рабочие содового завода не имеют еще такой общей культуры, какую имеют рабочие Московского завода имени Сталина. Уровень партийно-политической и организационной работы на Московском завоете им. Сталина значительно выше, нежели на содовом заводе. Больше того, среди самих коммунистов содового завода еще низка дисциплина. Значит, воспитательную работу здесь надо начинать с самых элементарных форм, с самих коммунистов. Значит, речь может итти не о применении готовых форм, а о поднятии общего идейно-политического уровня партийной организации. Только отсюда и нужно исходить.
С чего начинать повышение идейно - политического уровня партийных организаций? Необходимо. прежде всего, разобраться в той обстановке, которая сложилась на данном предприятии, определить главные решающие участки работы, осознать существующую несовершенную действительность и необходимость ее изменения. Далее, в зависимости от сложившейся обстановки и наличия средств и кадров, строить свою работу, а вместе с этим неустанно, систематически учиться, учиться упорно и астойчиво.
К началу 1943 года на Бepeзниковской ТЭЦ, например, сложилась такая обстановка: шел ремонт котла № 6. Дело двигалось очень плохо. Все сроки окончания работы были сорваны. Руководители возмущались, ругали друг друга, заседали, обязывали, но положение не менялось. Дисциплина на станции была на крайне низком уровне. Партийно-политическая работа среди рабочих почти отсутствовала. И вот партбюро после заслушания доклада начальника цеха т. Сергеева о ходе ремонта котла № 6 решает этот вопрос следующим образом:
«Парторгу котла № 6 тов. Слюсареву за необеспечение партийно-политической работы на котле поставить на вид.
Предложить директору БТЭЦ тов. Максимову наложить административное взыскание на виновников срыва ремонта котла № 6.
Обязать тов. Ефимова обеспечить котел кислородом ежедневно по 25 баллонов и карбида 150 кг., а также кирпичом и шамотом» и т. д. и т. п.
Решение это явно неправильное. Оно нарушало самое главное — принцип единоначалия. Тов. Максимов, как директор был устранен от своей роли. Ему решением была отведена весьма незначительная роль — наложить взыскания на виновников срыва ремонта котла, с чём, он, кстати сказать, не был согласен.
Партбюро, нарушив принцип единоначалия взяло на себя несвойственные ему функции. Решение вопроса было отдано ограниченному кругу лиц, а массы рабочих, которые могли решить и решали дело ремонта котла, остались в стороне, с ними-то никакой работы не велось. Так партбюро оторвалось от масс. В итого дисциплина не укреплялась, а нарушалась. Коммунисты не явились вожаками и организаторами масс, а превратились в плохих хозяйственников.
Подобный подход к решению вопросов не является исключением, он характерен и для целого ряда других первичных партийных организаций.
Как следовало бы партбюро решать этот вопрос?
Нужно было вначале, создавшуюся тревожную обстановку на ремонте довести до сознания коллектива, посоветовать директору силой его власти обуздать недисциплинированных, привлечь к этому делу всех специалистов, принять меры к расстановке рабочих кадров, к обеспечению ремонтных работ всеми материалами и издать содержательный приказ с анализом сложившейся обстановки. А партийное бюро должно было поддержать приказ и мероприятия директора, подкрепить их проведением партийно-политической работы в массах, произвести расстановку коммунистов и беспартийного актива на решающих участках ремонта. Иначе говоря, надо было привести в движение все рычаги партийного воздействия на коллектив, вести наступление широким фронтом.
Исходя из той обстановки, которая сложилась на Березниковской ТЭЦ, городской комитет ВКП(б) совместно с коммунистами-энергетиками вначале созвал собрание партийно-хозяйственного руководства станции, на котором были вскрыты причины плохой работы станции. Затем состоялся партийно-хозяйственный актив, где был поставлен вопрос о повышении дисциплины и технической грамотности работников. В докладе на собрании актива был дан подробный анализ всех недостатков работы станции и причин этих недостатков. До собрания актива был разработан приказ директора о наведении порядка и дисциплины на станции, в котором подробно анализировалась ее работа и мероприятия по налаживанию дисциплины.
На собрании было принято развернутое решение, направленное на выполнение приказа директора и на приведение в движение всех рычагов. Затем было созвано комсомольское собрание, где также обсуждался вопрос о наведении порядка и дисциплины на станции.
Заводской профсоюзный комитет, в свою очередь, собрал рабочих и служащих станции, обсудил вопросы, стоявшие на партийном активе, и принял необходимые меры для укрепления дисциплины среди членов союза, организовал производственные совещания. техническое обучение рабочих и т. д.
К решению этого основного вопроса была направлена работа местной и стенной печати, различные формы наглядной агитации. Было организовано изучение трудов Ленина и Сталина. Краткого курса истории ВКП (б) всем руководящим составом работников станции. Городской комитет ВКП (б) организовал ряд лекций и докладов по вопросам партийной и трудовой дисциплины и стиля большевистского руководства.
Когда наступило время капитальных ремонтов котлов на ТЭЦ, горком ВКП(б), учитывая уроки прошлого, в самом начале ремонта вынес специальное решение, в котором было дано направление всей партийно-массовой работе на станции. Затем были приняты меры к расстановке коммунистов и комсомольцев на решающих участках.
Среди всего коллектива рабочих ТЭЦ была проведена большая раз’яснительная работа не только о задачах, стоящих перед станцией вообще, но и о задачах каждого бригадира, мастара, начальника цеха, на их участках и о зависимости их работы от работы других участков и всей станции. Были вручены фронтовые задания каждому участку.
Такая постановка вопроса коренным образом изменила лицо партийной организации. Значительно увеличился актив, с которым партийное бюро стало советоваться и опираться на него при проведении всех своих мероприятий.
С целью поднятия уровня агитационно-массовой работы было перестроено руководство агитаторами. Вместо одного агитколлектива было создано несколько агитколлективов по 10 агитаторов в каждом. Учитывая характер производства, на каждые 15—20 рабочих было выделено по одному агитатору с последующим утверждением их на партийном собрании. Для непосредственного руководства агитаторами выделены руководители агитколлективов из наиболее политически подготовленных товарищей. Все руководители агитколлективов были утверждены на партбюро.
Такое организационное построение работы с агитаторами дает возможность каждому руководителю агитколлектива чаше встречаться со своим десятком агитаторов. Ему также не представляет большой трудности собрать агитаторов для инструктажа. Секретарь цеховой организации имеет полнуювозможность поговорить с руководителями - агитколлективов своего цеха и через них знать, что делают агитаторы, какие вопросы интересуют рабочих. Секретарь партбюро направляет всю партийно-политическую работу на предприятии и занимается идейно-политическим воспитанием агитаторов.
В результате такого руководства, агитаторы стали заметно расти политически, расширять и свой общеобразовательный кругозор. Хорошими агитаторами стали молодые коммунисты тт. Деев, Мусько, Судариков, Карабелин и др. Их конкретные и целеустремленные беседы рабочие охотно посещают. Они широко практикуют и индивидуальные беседы с отдельными рабочими по различным вопросам.
Главным положительным результатом работы партийной организации ТЭЦ является то, что ей удалось с помощью горкома ВКП (б) разобраться в истинных причинах плохой работы станции, нащупать главные решающие вопросы, повернуть внимание хозяйственных руководителей, всех коммунистов, направить Комсомольскую и профсоюзную организации на решение очередных задач, мобилизовать широкий беспартийный актив и повести борьбу широким фронтом и тем самым добиться перелома в работе ТЭЦ.
* * *
Из сказанного видано, что решающим вопросом в успехе любого дела, в успехе работы любого предприятия является воспитание сознательности людей, идейно-политический рост кадров и в первую очередь партийных работников, а на этой основе укрепление дисциплины и под’ем обшей культуры всех рабочих, работы всего предприятия.
*) Из лекции, прочитанной партийному активу гор. Березников