Художественное радиовещание в дни войны

Художественное вещание является неотъемлемой частью всей агитаци­онно-пропагандистской работы. Его задачей является идейно-поли­тическое воспитание широких масс трудящихся, повышение их культур­ного уровня. Особенно возросла роль н значимость художественного веща­ния в дни Великой Отечественной войны советского народа с немец­ко-фашистскими варварами.

В программе Молотовского радиокомитета художественное веща­ние занимает в среднем час в сут­ки. Тем ответственнее были задачи, стоящие перед нами. В этот ко­роткий промежуток времени следо­вало показать все лучшие культур­ные силы города Молотова, пока­зать в яркой, образной форме, в передачах высококачественных и интересных.

Большую помощь в этом ответст­венном деле оказал нам коллектив Ленинградского театра имени Кирова, эвакуированный к нам в первые дни войны, и писателя Ленинграда.

При помощи этих коллективов за годы войны были созданы многие передачи, монтажи — «Сталин—это Ленин сегодня», «родина», «Священ­ная война», цикл передач «Урал в поэзии и музыке», исторический цикл «Героическое прошлое нашей Родины», цикл концертов-бесед, ряд концертов народной песни и песен Великой Отечественной войны, ав­торские концерты композиторов лауреатов Сталинских премий М. Ко­валя и Хачатуряна.

В музыкальном вещании основой ставился показ произведений со­ветских композиторов, созданных за время войны, и показ лучших про­изведений русских композиторов прошлых столетий.

За три с лишним года было сде­лано для радио 11 оперных монта­жей («Сорочинская ярмарка», «Русалка»,«Демон» и другие).

Безусловно, в нашем вещании бы­ли пробелы. Количественно, напри­мер, в музыкальных передачах преобладала вокальная музыка, значи­тельно меньше была показана сим­фоническая и камерная музыка.

Музыкально-образовательные пе­редачи были представлены циклом концертов-бесед: «Гурилев», «Алябь­ев». «Варламов». «Глинка», «Дарго­мыжский» и так далее. Были орга­низованы 3 концерта к 50-летню со дня смерти Чайковского и 3 концерта к 100-летию со дня рож­дения Римского-Корсакова.

Из произведений советских компо­зиторов были показаны также пре­имущественно, вокальные произведения, из инструментальных—частич­но камерные (например. Соната для виолончели Шостаковича, его же фортепианные прелюдии, фортепиан­ные произведения Хачатуряна) и симфонические (5-ая и 7-я симфонии Шостаковича, симфонии Маяковско­го, танцевальная сюита Хачатуряна).

Народное творчество, в основном, представлено было показом рус­ских, украинских, белорусских и грузинских народных песен и танцев.

Наравне с русской музыкой было организовано несколько передач ан­глийской н американской песни, концерты польской музыки и ряд монтажей опер западных композито­ров.

Литературно-музыкальных передач за годы войны создано 22. Не все из них безупречны. Но ряд их заслуживает внимания и в свое вре­мя пользовался признанием у радио­слушателей: например, передачи

«Русская песня», «Камушка», «Уральские посиделки», «Цыганы» по Пушкину и Рахманинову, «Ли­рика Пушкина».

В литературном вещании были ис­пользованы многие лучшие произведения советских писателей и поэтов, написанные в годы войны. Были также организованы литературные вечера и выступления у микрофона писателей Каверина, Козакова, Первенцева, Трутневой, Михайлова. Два интересных литературных вечера были проведены в связи с 65-летнем со дня рождения Бажова к 60-летием со дня рождения Каменского. Весьма интересно в литературном вешании был построен цикл «Героическое прошлое нашей родины», состоящий из 7 передач— «Слово о полку Игореве». «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Суворов» и др.

Значительное место в литературном вещании было отведено передачам «Театр у микрофона». В этом разделе были показаны все идущие в драматическом театре пьесы, многие из них передавались по радио несколько раз (сцены из пьесы «Фельдмаршал Кутузов», «Русские люди», «Фронт». «Давным-давно», «Горе от ума», «Вишневый сад», комедия Гоголя «Женитьба», монтаж пьесы Сельвийского «Брусилов»), Произведения отдельных авторов передавались у микрофона до их выхода в свет (например, главы из романа Каверина «Два капитана», главы из третьей части романа Тынянова «Пушкин»).

Частыми гостями у микрофона были писатели и поэты-фронтовики, приезжавшие в город Молотов с Фронта (поэты Браун, Азаров, С. Васильев, писатели Мирошниченко, Арамилев).

Являясь частицей большого Сталинского Урала—боевого арсенала родины, мы, кроме того, стремились пропагандировать произведения местной тематики—произведения об Урале (рассказы и очерки о знатных людях области, о знатных уральцах-фронтовиках. очерки по истории города Молотова, очерки о богатствах Урала, сказы и сказки, очерки из цикла «Знай свой край»).

Значительную роль в пропаганде художественных произведений об Урале, замечательных людях—бойцах фронта и тыла, его неисчерпаемых богатствах сыграл Уральский литературно художественный журнал, который создан Молотовским радиокомитетом в дня войны.

В журнале были переданы почти все новые литературные и музыкальные произведения, созданные писателями, композиторами, поэтами на Урале.

С сентября текущего года, после длительного перерыва, вернулся н родной город и приступил к работе Молотовский театр оперы и балета, коллектив которого является в настоящее время основой музыкального вешания нашего радиокомитета.

Театр сразу включился в работу радиокомитета. Уже поставлены по радио монтажи опер «Чио-Чио-Сан» и «Паяцы», монтаж оперетты Планкетта «Корневильские колокола». Все премьеры театра транслировались по радио.

С возвращением в Молотов драматическою театра возможной становится организация систематических передач «Театр у микрофона».

Работа сектора художественного вешания нашего радиокомитета имеет еще много недостатков (не всегда удачное соотношение отдельных видов передач, отдельные творческие неудачи, недостаточный показ самодеятельности у микрофона). Художественное вешание требует большой, вдумчивой работы, систематического совершенствования, улучшения качества, без чего невозможны большие, интересные передачи.

А. КОЛЬЦОВА-редактор художественного вещания Молотовского радиокомитета.