О преобразовании Наркомата Обороныи Наркоминдела из общесоюзных в союзно - республиканские

Наркоматы

Доклад тов. В.М. Молотова в Верховном Совете СССР 1 февраля 1944 года

Товарищи депутаты!

Перед Верховным Советом поставлен вопрос о преобразовании двух наркоматов. Наркомата Обороны и Наркоминдела, изa общесоюзных в союзно-республиканские наркоматы. Совет Народных Комиссаров считает этот вопрос вполне назревшим.

Дело идет не об обычном преобразовании двух наркоматов. Дело идет, прежде всего, о постановке новых ответственнейших задач перед союзными республиками. Поставлен вопрос о новых задачах и правах союзных республик, во-первых, в деле обороны нашей страны, и, во вторых, в области внешних сношений с иностранными государствами и, в связи с этим, о важных преобразованиях в нашемсоюзном государстве.

До сих пор союзные республики участвовали в общем деле создания организации и вооружении Красной Армии. Наша армия создавалась, как общесоюзная армия, а отдельных войсковых формирований республик не существовало. Теперь предлагается ввести войсковые формирования республик, которые должны быть составными частями Красной Армии. В связи с этим возникает потребность в создании наркоматов обороны в союзных республиках, а также необходимость преобразования общесоюзного Наркомата Обороны в союзно-республиканский наркомат.

После создания Союза Советских Республик в 1922 году внешние политическиесношения были сосредоточены целиком в общесоюзном Народном Комиссариате Иностранных Дел, причем отдельные республики передали полномочия повнешним сношениям этому наркомату. Ныне правительство Союза предлагает предоставить союзным республикам полномочия вступать в непосредственные сношения с иностранными государствами и заключать с ними соглашения. Естественно, что предоставление республикам полномочий в области внешних сношений вызывает необходимость создания наркоминделов в союзных республиках и необходимость преобразования общесоюзного наркоминдела в союзно - республиканский наркомат.

Смысл предлагаемого преобразования совершенно ясен. Это преобразование означает большое расширение деятельности союзных республик, которое стало возможным в результате их политического, экономического и культурного роста, иначе говоря—в результате их национального развития. В этом нельзя не видеть нового важного шага в практическом разрешении национального вопроса в многонациональном советском государстве, нельзя не видеть новой победы нашей ленинско - сталинской национальной политики. (Аплодисменты). Однако, это преобразование стало возможным не просто в результате укрепления наших республик. Оно стало возможным в результате достигнутого укрепления нашего общесоюзного государства в целом.

Происшедшее укрепление Советского Союза всего убедительнее доказывается тем, как наша Красная Армия, несущая всю тяжесть борьбы с главными силами опаснейшего врага, бьет немецко-фашистскую армию и успешно приближает момент полного изгнания врага с советской территории и его полный разгром. (Аплодисменты). Теперь уже более чем очевидно, какскандально провалились расчетыврага на поражение Красной Армии и насколько близоруки были гитлеровские расчета на разъединение народов Советского Союза. Наша армия, в которую влились миллионы людей от всехнародов Советского Союза и которой такую неоценимую помощь оказывают наши партизаны в тылу врага, с каждым днем всеболее успешно доказывает, какокрепла наша страна, как могучсоветский строй, как великадружба советских народов. (Аплодисменты).

Настоящее предложение о преобразованиях в области организации обороны и внешних сношений, с большим расширениемфункций союзных республик,должно служить новым подтверждением нашей уверенности в крепости и росте сил Советского Союза. Эта уверенность демонстрируется тем сильнее, что мыпредлагаем провести эти преобразования в разгар Отечественной войны, когда так великонапряжение сил наших народов,и когда не каждое государстворешилось бы на такие крупныепреобразования.

I

Преобразование наркомата обороны

Перехожу к вопросу о преобразовании Наркомата Обороны.

Проектом закона предлагается установить, что союзные республики организуют войсковые формирования республик и что Народный Комиссариат Обороны преобразуется из общесоюзного в союзно-республиканский. Соответственно этому предлагается внести необходимые дополнения в общесоюзную Конституцию.

У нас и в настоящее время существуют национальные войсковые формирования в Красной Армии. В нашей армии имеются войсковые формирования: литовские, латышские, эстонские, грузинские, aзербайджанские, армянские, казахские и некоторые другие. Некоторые из этих войсковых частей были созданы уже во время Отечественной войны. Теперь, когда всё народы Советского Союза стремятся занять свое место в рядах Красной Армии, для нас имеет важное значение образование войсковых формирований республик.

Как известно, в царской России на военную службу не призывались некоторые национальности и народности. Не призывались, например, узбеки, казахи, таджики, туркмены, киргизы, большинство народностей Северного Кавказа, а также народности севера. Царизм, естественно, не доверял народам, которых он держал в колониальном или полуколониальном положения. Царская власть ничего и не делала для того, чтобы подготовить эти народы к постепенному вовлечению в армию.

В советское время положение коренным образом изменилось.

В нашем законодательстве, разумеется, нет правовых ограничений по призыву в армию для тех или других национальностей. Но должно было пройти известное время, чтобы сделать возможным фактическое осуществление призывов в Красную Армию во всех частях Советского Союза. Частичные призывы в Красную Армию проводились за прошлые годы и в тех районах СССР, где в старое время но производилось военных призывов. Создавались и национальные войсковые части в Красной Армии, но эти формирования до настоящего времени не могли получить своего настоящего развития.

Теперь положение изменилось к лучшему. Создались достаточные возможности для войсковых формирований в союзных республиках. Во всех республиках, имеются не только кадры рядовых бойцов, но и известные кадры командного состава, могущего руководить соответствующими войсковыми частями. Таким образом, теперь образование войсковых формирований в союзных республиках может быть поставлено на твердые ноги. Но для осуществления этой задачи нужно иметь республиканские наркоматы обороны, а, следовательно, возникает необходимость преобразования общесоюзного Наркомата Обороны в союзно- республиканский наркомат. Надо думать, что это усилит внимание республик также к постановке военного обучения в школах и в высших учебных заведениях, что нам необходимо. При таком положении образование войсковых формирований в республиках, как составных частей Красной Армии, сыграет свою немаловажную положительную роль.

Как это отразитена нашей Красной Армии? Будет ли это содействовать ее укреплению, росту ее мощи? Да, в этом не может быть сомнения. Наша армия всегда была близка и дорога народам Советского Союза. В ходе Отечественной войны еще больше усилилась любовь народов СССР к своей армии, и еще более сильной и всеобщей стала гордость советских людей успехами и героизмом Красной Армии. (Аплодисменты). В самом деле. Кто не видит, какую славную борьбу ведет наша армия за освобождение Украины, за освобождение Белоруссии? Кто не ценит всей душой того, что делает Красная Армия для подготовки близкого освобождения Литвы, Латвии, Эстонии, Молдавии, Карело-Финской республики? (Продолжительные аплодисменты). Кто не помнит о том, что советские войска спасли Азербайджан, Грузию и Армению от нашествия германского фашизма? (Аплодисменты). Кто не прославляет в советском народе армию за то, что она отстояла нашу столицу — Москву, учинила разгром немцев под Сталинградом, перейдя в наступление по всему фронту, защитила Ленинград, полностью сняла с него блокаду и гонит сейчас полчища врага с родной земли, не давая ему передышки. (Бурные, продолжительные аплодисменты). Кто, кроме зачумленных фашизмом, не понял теперь, что Красная Армия выполняет освободительную миссию не только в отношении своей родины, но и вотношении всех демократическихстран, которые борются за свою честь, свободу и независимость против смертельной опасности со стороны фашизма? (Аплодисменты). Кто дальше, не знает о том, что рабочие и работницы наших заводов и фабрик, что крестьяне и крестьянки в колхозах, что ваша интеллигенция что все советские люди готовы отдать для укрепления мощи Красной Армии все свои силы, что своим самоотверженным трудом они на деле выполняют свой долг перед родиной, перед героической Красной Армией? (Продолжительные аплодисменты).

Образование войсковых частей республик должно послужить дальнейшему укреплению нашей армии, как защитницы нашей Родины, как надежной опоры Советского Союза. Враги Советского Союза могут не сомневаться, что в результате этих новых войсковых формирований силы нашего государства еще более окрепнут. Это заставит их впредь быть поосторожнее. Это новое воплощение крепнущей дружбы народов Советского Союза будет содействовать дальнейшему росту авторитета нашей страны в глазах народов Востока и Запада. (Аплодисменты).

II

Преобразование Наркоминдела

Не меньшее значение имеет преобразование общесоюзного Наркоминделав союзно-республиканский наркомат.

До образования Советского Союза, наряду с Наркоминделом РСФСР, существовали наркоминделы наУкраине, в Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане, которые в определенных случаях поддерживали внешние сношения с другими государствами. В первый период, когда наше государство еще не было собрано в одно общесоюзное государство, а состояло из разрозненных частей,— между отдельными советскими республиками и иностранными государствами был заключен ряд договоров и соглашений. В некоторых случаях представители РСФСР получали специальные полномочия от других советских республик для участия в международных совещаниях и для заключений договоров с другими государствами от имени всех или нескольких советских республик. Тов. Сталин говорил на 1-ом общесоюзном Съезде Советов, что тогда «советские республики, хотя и действовали вместе, но шли врозь, занятые прежде всего вопросом своего существования». На первой стадии это было неизбежно.

При образовании СССР, в соответствии с общей волей союзных республик, было решено объединить в одном центре дело внешних сношений с иностранными государствами. Тогда был создан общесоюзный Наркомат Иностранных Дел, получивший права наркоминделов отдельных советских республик. С тех пор и до наших дней советское государство было представлено за границей через общесоюзных дипломатических представителей, Договоры и соглашения с иностранными государствамизаключались также только от имении Союза. Это было необходимодля определенного этапа развития нашего государства и далосвои положительные результаты,укрепив государство и высоко в подняв его роль в международных делах. (Аплодисменты).Но и тогда, еще на партийном съезде в 1923 году, тов. Сталин говорил:

«Национальный вопрос мы будем ставить еще не раз, ибо условия национальные и международные меняются и еще могут измениться. Я не зарекаюсь от того, что, быть может, нам придется некоторые комиссариаты, которые мы сливаем в составе Союза Республик, потом разъединить...»

Как лучший знаток национального вопроса, не только в нашей партии и не только в нашей стране, тов. Сталин, — который вместе с великим Лениным заложили основы Советского Союза,— уже тогда указывал, что изменения в международной обстановке и национальное развитие будут не раз вызывать организационные перестройки в аппарате советского государства. Иным и нельзя представить себе положение дел, особенно в таком молодом и быстро крепнущем организме, как Советский Союз.

Теперь вопрос о внешних сношениях союзных республик стоит иначе, чем два десятилетия тому назад, когда создавался Советский Союз. Он вырос из жизненных потребностей республик и его разрешение диктуется интересами Союза, как целого.

Давно прошло время, когда некоторые иностранные государства старались не замечать существования рожденной Октябрьской революцией Советской республики. Теперь, напротив, среди иностранных государств растет тяга к установлению и развитию дипломатических отношений с нашим государством. Конечно, в условиях мировой войны для этого имеются свои особые немалые трудности, но все же и за годы войны международные связи СССР неуклонно расширялись. Можно даже сказать, что именно за годы войны международные связи Советского Союза поднялись на новую, более высокую ступень. Факты общеизвестны.Впервые за время существования советской власти мы установилине только дружественные, но и союзные отношения с Великобританией. (Продолжительные аплодисменты). Такие же хорошие отношения у нас установились с Соединенными Штатами Америки. (Продолжительные аплодисменты). Создалась мощная антигитлеровская коалиция, возглавляемаяСоветским Союзом, Великобританией и Соединенными Штатами Америки, военное и политическое значение которой для всего круга демократических государствтрудно переоценить. (Аплодисменты). Примером укрепляющихся дружественных отношений Советского Союза с европейскими государствами может служить недавно заключенный Советско-Чехословацкий договор. Заложены основы для сотрудничества великих и малых демократических стран не только во время войны против общего врага, но и для послевоенного периода во имя охраны мира от новых покушений со стороны агрессивных держав. Как известно, Московская и Тегеранская конференции заняли виднейшее место в развитии и укреплении антигитлеровской коалиции. И как никогда велика уверенность народов антигитлеровского лагеря в близкой и полной победе, в недалеких уже совместных сокрушительных ударах союзников по общему врагу, а также уверенность в том. что в этой совместной борьбе закалится союз и дружба антифашистских стран. (Аплодисменты).

И все же нельзя сказать, чтобы этот общий положительный ход развития международных связей Советского Союза мог полностью охватить не только общесоюзные нужды, но и многообразные и растущие потребности союзных республик во внешних делах. Имеется, например, немало специфических хозяйственных и культурных нужд у союзных республик, которые не могут быть в полной мере охвачены общесоюзным представительством за границей, а также договорами и соглашениями Союза, с другими государствами. Эти национальные запросы республик могут быть лучше удовлетворены посредством прямых сношений республик с соответствующими государствами. Разумеется, требуется специальная конкретная разработка вопросов этого рода в общесоюзных и республиканских органах. Нельзя также отрицать, что потребуется некоторое время, чтобы наладить эту внешнюю деятельность республик. Такие вопросы решаются не по шаблону. Бесспорно, однако, то, что вопрос о выходе на внешнюю арену деятельности приобрел уже для ряда республик жизненное значение. Следует, наконец, признать, что это не только в интересах тех или иных, отдельных союзных республик, но и в интересах всего дела расширения международных связей и укрепления сотрудничества СССР с другими государствами, что так важно во время войны и что даст свои плоды также в послевоенный период.

(Окончание на 2 стр.)

Окончание доклада тов. В. М. Молотова

Вот обоснования по которым следует признать необходимым преобразование Наркоминдела из общесоюзного в союзно - республиканский наркомат. Если в первый период существовали только республиканские наркоминделы, а во второй только общесоюзный Наркоминдел, то теперь Народный Комиссариат Иностранных Дел должен превратиться в более сложную и разветвленную организацию — союзно- республиканский наркомат.

Мне остается немного добавить о нашей дипломатической практике. Приходится констатировать, что отсутствие специальных указаний в Советской Конституции в отношении права союзных республик на обмен представительствами с другими государствами и на внешние сношения иногда истолковывается в прямой ущерб интересам советских республики Советского Союза в целом. Предлагаемое дополнение послужит к ликвидации такого рода фактов.

III.

Новый шаг вперед в разрешении национального вопроса

Предлагаемое преобразование Наркоминдела и Наркомата Обороны является новым шагом вперед в разрешении национального вопроса в Советском Союзе. Это преобразование находится в прямом соответствии с принципами нашей ленинско сталинской национальной политики. Проведение такого рода мероприятий в настоящее время означает, что советское государство достигло новой ступени своего развития, превращаясь в более сложный и полнокровный организм. В этом нельзя не видеть новое свидетельство великого значения социалистических принципов организации Советского Союза.

В докладе на Съезде Советов, утверждавшем Конституцию СССР в 1936 году, тов. Сталин так охарактеризовал победу национальной политики советской власти, обеспечившую успех образования многонационального государства на базе социализма;

«Отсутствие эксплоататорских классов, являющихся основными организаторами междунациональной драки; отсутствие эксплоатации, культивирующей взаимное недоверие и разжигающей националистические страсти; наличие у власти рабочего класса, являющегося врагом всякого порабощения и верным носителем идей интернационализма; фактическое осуществление взаимной помощи народов во всех областях хозяйственной и общественной жизни; наконец, расцвет национальной культуры народов СССР, национальной по форме, социалистической по содержанию, — все эти и подобные им факторы привели к тому, что изменился в корне облик народов СССР, исчезло в них чувство взаимного недоверия, развилась в них чувство взаимной дружбы и наладилось, таким образом, настоящее братское сотрудничество народов в системе единого союзного государства.

В результате мы имеем теперь вполне сложившееся и выдержавшее все испытания многонациональное социалистическое государство, прочности которого могло бы позавидовать любое национальное государство в любой части света». (Продолжительные аплодисменты).

С тех пор прошло еще 7 лет, - и каких лет! Скоро три года, как мы ведем великую Отечественную войну с германским фашизмом и его союзниками, использующими в борьбе с Советским Союзом материальные и людские ресурсы почти всей Европы. Это было новым и при том самым серьезным испытанием для нашего многонационального государства. Но и это испытание с честью выдержал Советский Союз.

В 26-ю годовщину Октябрьской революции тов. Сталин в таких словах подвел итог последнему периоду:

«Все народы Советского Союза единодушно поднялись на защиту своей родины, справедливо считая нынешнюю Отечественную войну общим делом всех трудящихся без различия национальности и вероисповедания. Теперь уже сами гитлеровские политики видят, какбезнадежно глупыми были ихрасчеты на раскол и столкновения между народами Советского Союза. Дружба народов нашей страны выдержала всетрудности и испытания войны и еще более закалилась в общей борьбе всех советских людей против фашистских захватчиков». (Аплодисменты)-

В этом, - по славам тов. Сталина, - один из решающих источников силы Советского Союза.

Подведем итоги.

Проводя в настоящих условияхкрупные государственные преобразования, мы должны, конечно,поставить вопрос о том, как это отзовется на Красной Армии ина ее глубоком тыле в стране. Иначе говоря, делаем ли мы шаг к укреплению илиослаблению СССР?

Все сказанное выше дает возможность дать на этот вопрос определенный ответ.

Преобразование Наркоминдела и Наркомата Обороны, вытекающее из расширения задач и функций союзных республик внутри страны и за ее пределами не только не противоречит интересам укрепления нашего Союза, а напротив, проводятся во имя и для дальнейшего укрепления нашего великого государства. (Продолжительные аплодисменты). С момента образования Советского Союза Конституция обеспечила союзным республикам такое высшее выражение их суверенных прав, как право свободного выхода из СССР. Но чем дальше, тем больше народы Советского Союза проникаются стремлением жить в тесной дружбе между собою, помогать друг другу и идти вместе через всеиспытания под руководством советской власти. (Аплодисменты), Признание со стороны Союза факта возросших потребностей республик в их государственном строительстве, включая и внешнюю деятельность и законодательное обеспечение этих нужд республик, лишь укрепляет братские отношения народовнашей страны и еще полнее раскрывает исторический смысл существования Советского Союза в глазах народов Востока в Запада.

Следует дальше признать, что первый шаг вперед в разрешении национального вопроса в СССР имеет большое значение с точки зрения всего прогрессивного человечества. В период, когда германский фашизм — это худшее детище империализма — поднял голову и развязал мировую войну, чтобы душить соседей, уничтожать свободные государства и навязывать свою разбойничью империалистическую политику другим народам Европы, а затем и народам всего мира, — новый успех в проведении ленинско – сталинской национальной политики в советском государстве будет иметь особенно важное международное значение. Этот шаг советской власти будет новым морально – политическим ударом по фашизму и его человеконенавистнической политике, насквозь враждебной интересам свободного национального развития народов. Советский Союз и его союзники уже успешно бьют фашизм, навязавший эту войну, приближая сроки его полного военного разгрома. Но мы знаем, что военным разгромом фашистских сил нельзя ограничиться. Нужно, чтобыморально-политический разгром фашизма также был доведен до конца. (Продолжительные аплодисменты). Этому, мы уверены, будут с успехом содействовать те государственные преобразования в Советском Союзе, которые сейчас представляются на вашеутверждение.

Я выражаю уверенность, чтоВерховный Совет продемонстрирует единодушие советских людей в решении вопроса о предлагаемых государственных преобразованиях. (Бурные, продолжительные аплодисменты. Все встают).