От Советского Информбюро

Утреннее сообщение 3 сентября

В ночь на 3 сентября наши войска продолжали вести бои с противником на всем фронте.

Наша авиация продолжала наносить удары по мотомехчастям, пехоте и артиллерии противника и атаковывала авиацию на его аэродромах.

***

Обороняющая важный рубеж часть командира орденоносца Жмаченко отбила за последние дни несколько ожесточенных атак 135 немецкого пехотного полка. Ночью часть перешла в контратаку. Красноармейцы, пользуясь темнотой, вплотную подошли к вражеским окопам. Подразделение тов. Меркулова, смяв передовые немецкие цепи, прорвалось в расположение противника и стало теснить врага. Отступающих немцев встретило находившееся в засаде подразделение старшего лейтенанта Ожогина. Фашисты были зажаты в кольцо. Пулеметно-ружейным огнем и штыковой атакой бойцы части тов. Жмаченко разгромили врага. Захвачены два миномета, противотанковая пушка, десятки немецких пулеметов и автоматов, большие запасы мин и патронов. Остатки 135 немецкого пехотного полка были рассеяны.

***

Мужественно действуют красноармейцы-шоферы, доставляя под огнем противника боеприпасы и другие военные грузы на передовые позиции фронта. От минометного огня немцев загорелась автомашина шофера Дмитриченко. Смелый водитель под разрывами мин быстро потушил огонь, увел машину в укрытие и начал подносить снаряды к орудиям. Тов. Дмитриченко неоднократно попадал под огонь фашистской артиллерии и авиации, но всегда в срок доставлял грузы по назначению. За время во- енных действий его машина не имеет ни одной аварии и поломки

Умело работают шоферы подразделения политрука Юдина. За все время военных действий подразделение не имеет потерь. При налете на нашу автоколонну с грузом боеприпасов фашистский самолет поджог одну из автомашин. Шофер Левкин, рискуя жизнью, вывел горящую машину из колонны, затушил загорание и предотвратил взрыв. На-днях колонну автомашин с боеприпасами обстреляла фашистская артиллерия. Шоферы Подурушин и Андриевский быстро разгрузили машины и, пробираясь ползком к окопам, во-время доставили бойцам ящики с боеприпасами.

***

Белорусские партизаны беспощадно мстят гитлеровским полчищам. Партизанские отряды крепнут и закаляются в борьбе против фашистских захватчиков, приобретают опыт и выучку. Партизанский отряд под командованием лесничего тов. М. напал на немецкий гарнизон в Сураже. В местечке находилось до трехсот солдат из полков разгромленной 137 немецкой пехотной дивизии. Партизаны проникли в местечко ночью, оцепили дома, в которых разместились фашисты, и забросали их гранатами. Оставшиеся в живых немцы бросились врассыпную через окна и двери, но везде их настигали пули. Перед уходом из местечка партизаны разгромили канцелярию гарнизона, захватили всю переписку и увезли свыше 10 автомашин, 20 мотоциклов, 12 пулеметов, около 50 автоматов и много боеприпасов

Недавно партизанский отряд под командованием работника Осоавиахима тов. Д. совершил нападение на немецкую маршевую роту, двигавшуюся из Речицы в Гомель. По дороге партизаны организовали засаду. Первыми же пулеметными очередями было убито и ранено свыше 20 немецких солдат. Противник пытался оказать сопротивление, но партизаны не выпускали инициативу из своих рук. Штыковая атака резервной группы партизан решила исход боя. Партизаны захватили большое количество винтовок и автоматического оружия. Утром немцы на пяти грузовиках увезли трупы убитых фашистов.

Во многих партизанских отрядах выделены снайперские группы. На дорогах, в лесах и в Лощинах снайперы устраивают засады и расстреливают фашистов. Снайперы партизанского отряда под командованием председателя сельского совета тов. Б. в августе истребили в районе Лиозно 16 мотоциклистов, 9 офицеров, вывели из строя 12 грузовых и 5 легковых машин. В районе Лепеля партизаны-снайперы обстреляли и подожгли приземлившийся фашистский истребитель.

***

Письма от родных, найденные у захваченных в плен белофинских солдат, свидетельствуют о росте антивоенных настроений в Финляндии. Резервист Сиволайнен получил от жены письмо, полное отчаяния. Она, пишет: «Как только тебя взяли в армию, меня выселили из квартиры. осталась с ребятами без крова и хлеба. А тебя заставляют воевать из-за каких-то земель. Кому это нужно? Напиши, что мне делать». Такие же из дому получил резервист Лахтинен. Жена сообщает ему: «Сегодня ко мне зашел домовладелец Питкянен и сказал, что хотя контракт кончается не скоро, но в связи с изменившейся обстановкой все же придется освободить квартиру. Куда же я пойду с детьми? Я понимаю, что ему хочется прибавки, но где мне взять денег?»

Жена артиллериста Бергстрем рассказывает в своем письме о неимоверных лишениях и заключает: «Тяжелое время настало. Везде стоит стон и плач. Матери и дети, братья и сестры оплакивают убитых и искалеченных. оплакивают также живых и невредимых, но обреченных. не знаю. что мне делать. Нам теперь ничего не дают и ребятам нечего кушать. Хожу в лес, собираю ягоды и киселем кормлю ребят». Брат резервиста слесарь одного из заводов, пишет: «Я работаю ежедневно по 15 часов, а кушать нечего. Не сдобровать тем, кто затеял эту ненавистную войну. Они ответят за погубленные жизни и пролитую кровь. Доживем ли только мы с тобой до этих счастливых дней?»

***

Огромные потери, которые несут немецко-фашистские войска, близость суровой русской зимы—вносят смятение в ряды многих солдат и офицеров германской армии. На Юго-Западном направлении Фронта сдались в плен 73 солдата 280 пехотного полка 95 немецкой дивизии. Перед сдачей в плен. солдаты убили своего ротного командира обер-лейтенанта Вильгельма Шмидта, который, угрожая расстрелом, гнал роту в атаку. Сдавшийся в плен немецкий солдат Вилли Вернер заявил: «Мы устали от проклятой войны, затеянной Гитлером. Жажда власти и мирового господства опьянили этого мерзавца и его кровавую клику, поработивших не только ряд народов Европы, но и свой собственный народ».

Ефрейтор Иозеф Кертенштайнер, взятый в плен на Украине, рассказывает: «На прошлой неделе в нашем полку были расстреляны два солдата за то, что они высказали недовольство войной с Россией. Эта война—самая непопулярная, которую когда-либо вела Германия». В своем письме товарищам по полку Иозеф Кершенштайнер пишет: «Дорогие товарищи! Я сегодня попал в плен к русским. Товарищи, вы так же, как и я, хотите мира. Кончайте с войной. Переходите на сторону Красной Армии. После войны мы снова вернемся на родину к нашим родителям, женам, братьям, сестрам».