Великий русский художник И.Е. Репин

5 августа 1941 года советская отчизна отмечает столетие со дня рождения великого русского художника Ильи Ефимовича Репина.

Наш вождь и учитель великий Сталин в грозные первые месяцы войны за свободу и независимость нашей Родины назвал имя Репина в числе гениальных представителей русской нации, к уничтожению которой немецко-фашистские захватчики имели наглость призывать.

Ныне, в исторические дни замечательных побед Красной Армии, советский народ с законной гордостью и торжественностью отмечает юбилейные даты тех, имена которых написаны на знамени нашей национальной культуры.

Имя художника Репина находится в ряду величайших выразителей русской нации, ибо в произведениях его гениально и воодушевляюще отражено то великое и передовое, что выдвигало русский народ на прогрессивную роль в мировой истории и в мировой культуре. Искусство Репина приобрело мировое значение также потому, что в его творчестве впервые во всей полноте и с чрезвычайной силой утверждался идейный реализм, как высший вид искусства, направленного на служение народу.

Репин начал художественно творческую деятельность по окончании Академии художеств в 1872 году. Тогда общественное движение за демократическое переустройство пореформенной России, непримиримая ненависть к наследию крепостничества вовлекали и искусство в общую борьбу за революционное преобразование страны.

Плодотворное развитие искусства мыслилось в виде критического реализма. Искусство должно «об’яснить жизнь или быть приговором о явлениях жизни» (Чернышевский). Под идейным воздействием русского революционного просветительства формировалось реалистическое искусство, как важный Фактор в развитии национального самосознания. Репин, сблизившись с пропагандистом идейного реализма в живописи художником И. А. Крамским, глубоко воспринял обязательность для искусства жизненной и художественной правда.

В результате упорного и долгого труда, множества эскизов и вариантов, специальных поездок на Волгу, Репин закончил в 1877 г. реалистическую, потрясающую своей правдивостью картину «Бурлаки». Картина была встречена восторженно. Выдающийся художественный критик, неукротимый трибун и поборник русского идейного реалистического искусства В. В. Стасов, ставший затем на долгие годы близким другом Репина, писал о картине «Бурлаки», что ей «ровню сыщешь разве только в глубочайших созданиях Гоголя», что с ней «едва ли в состоянии померяться многое из всего, что до сих пор создано русским искусством».

«Бурлаки» Репина прозвучали гневным протестом против ужасающей эксплоатации народа против превращения человека во вьючное животное. — протестом, равным по силе некрасовским жгучим стихам:

«Выдь на Волгу: чей стон раздается

Над великою русской рекой?

Этот стон у нас песней зовется—

То бурлаки идут бечевой!..»

Но показывая изнуряющую тяжесть бурлачества, оборванных, обнищавших людей, Репин представляет в картине не плаксивых и жалующихся бурлаков, а выдвигает на первый план могучих загорелых людей, налегающих всей силой на бечеву и ведущих за собою всю партию. В центре картины от юноши бурлака, выпрямившегося и сильными руками перебрасывающего на плечах лямку, исходит как бы протест могучей молодости против безответной покорности.

Картина выполнена в эпически величавой композиции. Она написана со столь широкой, свободной живописностью, с такой солнечностью, необычными тогда, что и с этой стороны успех картины, выставлявшейся в Петербурге, Вене и Париже, был исключительным. Репин сразу стал одним из известнейших русских художников.

Эту замечательную картину молотовцы имеют счастливую и неповторимую возможность видеть у себя в городе в оригинале на открывающейся 6 августа выставке произведений Репина (устроена из материалов филиала Государственного Русского музея). На выставке рядом с «Бурлаками» находится другая картина Репина «На плоту». В ней прекрасно выражено восхищение автора силой и неустрашимостью волжан-плотовщиков, мужественно борющихся с разбушевавшейся стихией. Глубокая убежденность—вера в могучие народные силы, преклонение перед их всепобеждающим характером, стремление участвовать в лучшем проявлении этих сил отличает Репина, как художника, с первых его произведений.

Заграничную поездку в 1873 -1876 гг. от Академии художеств для совершенствования своего живописного мастерства Репин досрочно прервал—«надо работать на родной почве». По возвращении художник с пылом обратился к созданию произведений, отображающих русскую жизнь. Репин создал много замечательных произведений, передающих быт и типы («Мужичок из робких», «Протодьякон», 1877 г. «Проводы новобранца». 1879 г. и др.), из которых каждое сделало бы другого художника знаменитым. Из репинских произведений бытового жанра выделяется глубиной содержания и многогранностью охвата действительности, острейшей характеристикой и художественным совершенством исполнения картины—«Крестный ход в Курской губернии» 1883 г. В многоликой людской лавине, участвующей в традиционной религиозной процессии, раскрываются во всей сложности общественные отношения и богатство типов, социальное неравенство и порабощение. Но бесправие и нищета представителей народа не лишает их нравственной чистоты, дает им моральное превосходство над угнетателями. Такого глубокого раскрытия действительности, такого художественно-образного обобщения жизни народа, такой резкой и сильной критики порядков дореформенной России не было даже в русской литературе.

Глубоким мыслителем-психологом, величайшим живописцем, мастерски использующим все средства художественного выражения, показал затем себя Репин в картине 1885 г.—«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 г.». В картине с дерзновенной смелостью показан царь Иван Грозный, переживающий после убийства своего сына непоправимость содеянного и судорожно схватывающий истекающего кровью сына. Исступленное, искаженное кровью лицо Грозного выражает трагический ужас, и безумное горе, причем выражено это с предельной реальностью и художественной правдой, которые сравнимы только с шекспировской глубиной и полнотой художественного воплощения. Справедливо утверждение, что репинской голове Грозного нет ничего равного во всей мировой живописи последнего столетия. Эта картипа Репина также является одним из шедевров мирового искусства.

«Иван Грозный» Репина наносил жестокий удар идеям самодержавия. Борьбе против царизма Репин посвятил целую серию темпераментно исполненных произведений: «Под конвоем» 1877 г., «Арест пропагандиста» 1878 г., «Отказ от исповеди» 1882 г. и глубоко проникновенную, захватывающую живописной правдивостью картину «Не ждали» 1884 г. Показывая революционеров в тяжелые моменты. Репин окружает борцов против царизма героическим пафосом. Глубокая идейность и высокая человечность наполняют эти произведения, круг которых завершается замечательно искрение сделанным этюдом «Митинг у стены коммунаров на кладбище Пер-ла Шез в Париже», 1883 г.

В стремлении к свободе, в удалой силе, в вольной волюшке, в энергии народа Репин видел залог жизнерадостного будущего. В знаменитой картине «Запорожцы» (1878—1891 гг.) запечатлено дружное свободолюбивое казачество Запорожской сечи—могучие люди, закаленные в боях и опасностях, обожженные солнцем и степным ветром. Народ в картине выступает подлинным героем исторических событий. Могучие народные характеры воссозданы в ней во всей их эпической шири и мощи. Отображению народной бодрости, веселья, ловкости и силы Репин посвятил свои произведения — «Вечерницы», 1881 г., «Черноморская вольница», 1908 г. и свою предсмертную картину «Гопак», 1927 г.

Чутко откликаясь на волновавшие общество идеи и события, выступая с самостоятельной и смелой постановкой социальных и этических вопросов своего времени. Репин, естественно, оказался неразрывно связан со всеми передовыми русскими людьми своего времени. Репиным создана грандиозная портретная галлерея выдающихся русских деятелей, которая по охвату, исключительной силе психологических характеристик, простоте художественного воплощения и высокому мастерству исполнения не знает равных в русском и мировом искусстве XIX в. Широко известны репинские портреты великих русских ученых Н. И. Пирогова, И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, серия портретов великого русского писателя Л. Н. Толстого, портреты писателей В. М. Гаршина,А. Ф. Писемского, А. М. Горького и др., портреты великих русских композиторов М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, великого русского исторического живописца В. И. Сурикова и т. д.

Всего Репиным исполнено около 300 портретов (ряд замечательных их образцов находится на открывающейся в Молотове выставке произведений Репина». Выдающейся по масштабу и художественным достоинствам портретной работой Репина было огромное полотно—«Юбилейное заседание Государственного Совета». Последнюю портретную paботу Репин посвятил созданию образа любимого русского поэта А. С. Пушкина, над которым работал долгие годы, почти до смерти.

Искусству Репин отдавал себя подвижнически. Он не выпустил кисти художника до 86 лет и писал картины левой рукой, когда у него перестала работать правая. Умер Репин 29 сентября 1930 г.

Репин дал образцы большого общественного служения искусства, образцы глубокой художественной правды и выдающегося живописного мастерства. Они имеют мировое значение и особенно велика их роль для нашей страны, для советского искусства. В нашей живописи возрождается искусство идейной реалистической картины и для советских художников Репин является первым и хорошим учителем.

Глубоко патриотическое служение Репина Родине ознаменовано созданием гениальных произведений, двигавших вперед русскую культуру, содействовавших борьбе за революционное преобразование России. Пронесенная Репиным через всю жизнь несокрушимая вера в прекрасное будущее своего народа делает Репина для нас близким и дорогим.

С чувством законной гордости социалистическая Родина вспоминает и всегда будет помнить П. Е. Репина—верного сына русского народа, одного из гениальных представителей великой русской культуры, внесшего неоценимый вклад в мировое искусство, в мировую культуру.

Н. СЕРЕБРЕННИКОВ— директор Молотовской художественной галлереи.