Великий мыслитель и революционер

(К 55-й годовщине со дня смерти Н. Г. Чернышевского)
(Статья с фотографией Н. Г. Чернышевского)

Пятьдесят пять лет назад — 29 октября 1889 года — умер Николай Гаврилович Чернышевский, великий русский мыслитель , революционный демократ и социалист.

Чернышевский родился в 1828 году в городе Саратове. Учёба в духовной семинарии не могла удовлетворить его и он поступил в Петербургский университет. В результате упорной работы Николай Гаврилович приобрёл необычайно широкие знания. Он владел основными европейскими языками, знал также латинский, греческий, польский и татарский языки, занимался персидским, арабским и древнееврейским. Его статьи в журнале «Современник» были полны суровой критики существовавших в то время порядков, взглядов и теорий, враждебных интересам трудящихся. В этих статьях, оказавших огромное влияние на общество звучал призыв к революционной борьбе.

Царские сатрапы не могли не заметить революционной деятельности Чернышевского. В 1862 году его арестовали и после двухгодичного заключения в Петропавловской крепости сослали на каторгу. Но ни тюрьма, ни многолетняя якутская ссылка не могли сломить воли этого человека к борьбе. Он до конца своей жизни остался верен революционному делу.

***

Чернышевский близок и дорог советским людям как один из лучших сынов нашей Родины, боровшихся за свободу и счастье народа.

Личность гениального русского мыслителя и вождя революционной демократии 60-х годов была выдающейся во всех отношениях. В истории человечества было немного имён, которые, подобно Чернышевскому, так гармонично сочетали в себе качества мыслителя и революционного деятеля. Он был энциклопедистом в лучшем смысле этого слова. Работая в журнале «Современник», он опубликовал много работ по философии, политической экономии и истории, по искусству, литературе и другим вопросам, показав себя в этих статьях одним из наиболее передовых революционных мыслителей. Чернышевский поистине был властителем дум передовой русской интеллигенции. Его произведения «Что делать» и «Пролог» до сих пор перечитываются с волнующим интересом.

С первых шагов своей сознательной деятельности Николай Гаврилович установил крепкие связи с народом и целиком отдал себя служению его интересам. Ещё в молодости он писал одному из своих друзей: «Пусть Россия внесёт то, что должна внести в жизнь духовную мира, как внесла и вносит мощно, самобытно и спасительно для человечества... и да совершится через нас, хоть частично это великое событие». («Литературное наследие», т. II, стр. 44).

Маркс говорил, что труды Чернышевского делают честь России и изучал русский язык, чтобы читать его произведения. Николай Гаврилович вместе с другими выдающимися сынами нашей Родины — Белинским, Герценом и Добролюбовым внесли значительный вклад в общемировую культуру. Он развивал общественную мысль России в том самом представлении, которое на западе получило своё выражение в деятельности Маркса и Энгельса. Марксу, по словам Ленина, Россия «выстрадала полувековой историей неслыханных мук и жертв, невиданного революционного героизма, невероятной энергии и беззаветности исканий». Чернышевский, в силу объективных обстоятельств — отсталости царской России, не мог притти к марксизму, но русские революционные социал-демократы многим обязаны ему, как одному из своих славных предшественников.

В теоретической и политической деятельности Чернышевского нашла своё отражение новая историческая ступень в общественном движении России. В стране шло размежевание классов и политических партий, возникала и развивалась борьба двух основных тенденций — революционно-демократической и либерально-реформистской, интенсивно назревали революционные события. Чернышевский был вождём наиболее демократических — революционных элементов русского общественного движения середины прошлого века. Именно этим и объясняется поразительная целеустремлённость, характерная для его научных, публицистических и художественных произведений. Николай Гаврилович не выносил кабинетного беспристрастия к явлениям и событиям жизни и сознательно как представитель определённого класса, он считал, что в историческом развитии наступила эпоха, которая требует, чтобы наука стала выразителем интересов трудящихся классов и служила народу. Только теория, отражающая эти новые исторические потребности, может соответствовать научной истине, говорил Чернышевский. Всякая другая теория будет ложной, далёкой от реальной действительности.

В философии Чернышевский выступал как глубокий и блестящий представитель материализма и непреклонный враг идеализма. Ему принадлежит великая заслуга научного обоснования в русской философии принципов воинствующего революционного материализма. Он продолжил материалистические традиции, связанные с именем Ломоносова, Радищева, Белинского, Герцена, и поднял русский материализм на новую ступень. Не случайно Ленин очень высоко ценил Чернышевского, который в своей блестящей и оригинальной защите материализма, в острой критике старого и новейшего философского идеализма, был на голову выше многих западно-европейских материалистов. Его воззрения, направленные против реакционной идеалистической философии, тесно связаны с политической борьбой за коренное социальное переустройство мира.

С этой точки зрения чрезвычайно большое значение имела та самостоятельная, во многом родственная с высказываниями Маркса и Энгельса, критика, которой Николай Гаврилович подверг немецкую идеалистическую философию конца XVIII и начала XIX века. Он вскрыл связь между философским идеализмом Канта и Гегеля и реакционностью их социально-политических взглядов. Систему Канта Чернышевский называл «мелкотравчатой» и «трусливой», а взгляды Гегеля на общество определял как «узкие», «ничтожные», «пошловатые» и «филистерские». Идеалистическим основам гегелевской диалектики он противопоставил диалектику, понятую материалистически.

Историческая обусловленность явлений, чувство нового, точка зрения безграничного развития, прогресса общества даны в сочинениях Чернышевского всесторонне и чрезвычайно глубоко, хотя он и не поднялся до уровня диалектики Маркса. Диалектика была оружием великого демократа в борьбе против старого общества. Его оптимизм и вера в будущее покоились, по собственному признанию, на ясном понимании того, что как бы старое ни пыталось удержать и продлить своё существование, жизнь возьмёт своё, и всё реакционное будет сметено в неудержимом беге времени. «Пусть будет, что будет, а будет в конце-концов всё-таки на нашей улице праздник» - эти знаменитые слова Чернышевского заражали неиссякаемой революционной бодростью многие поколения русских революционеров.

Выступления Чернышевского против реакции в науке, против принижения сил человеческого разума, против попыток утвердить во взглядах на общество принципы застоя являются актуальными на каждом новом этапе борьбы между прогрессивными и реакционными силами. И на современном этапе, когда наша Родина ведёт войну против самой тёмной силы истории — фашизма, бессмертные сочинения великого мыслителя служат силам прогресса. Стремясь научно обосновать свои взгляды на законы общественного развития, он наносил, в частности, уничтожающие удары и по расовым теориям, доказывая всю их вздорность и необоснованность, определяя их служебное назначение в руках мракобесов.

Чернышевский сделал серьёзный шаг вперёд по пути материалистического понимания истории, хотя он и не смог в условиях современной ему России до конца разделаться с идеалистическими представлениями об обществе. Замечательной чертой его воззрений является признание того, что за различными экономическими интересами стоят различные классы. Это понимание классового строения общества и борьбы классов, как движущей силы общественного развития, помогало Чернышевскому давать глубокие материалистические оценки современных ему политических явлений и в России и на Западе. Он поразительно метко предвидел конкретный ход текущих событий (крестьянская реформа в России, гражданская война в Америке и т. д.) и написал ряд блестящих по своему классовому анализу исторических и экономических сочинений. Чернышевский знал, что главный враг России — крепостничество, царское самодержавие. Поэтому он возглавил борьбу революционных демократов против крепостничества ив своих произвдедениях последовательно проводил идею крестьянской революции. Его деятельность имела чёткое направление. Это была борьба за переход политической власти к народу. Он лучше, чем кто-либо, знал, что до тех пор, пока власть находится в руках самодержавия, не может быть и речи и глубоких социальных изменениях. Рассматривая государство, как могущественное орудие в руках господствующих классов, Чернышевский резко клеймил представителей либерально-реформистской линии за их трусость, приспособленчество и нежелание ставить основной вопрос о политической власти.

Николай Гаврилович был не только великим демократом, но, по выражению Ленина, и «великим русским социалистом». Русские рабочие и крестьяне продолжили то освободительное, революционно-демократическое движение, во главе которого в 60-х годах стоял Чернышевский. Под руководством большевистской партии они пошли дальше, по социалистическому пути и осуществили идеалы, о которых он мечтал. Чернышевский не смог выразить эти идеалы в последовательно-научной форме. Это сделали марксисты, ленинцы. Но социалистические традиции русского освободительного движения XIX века, получившие в выступлениях великого мыслителя и борца новый размах, послужили ступенью в ходе победоносной борьбы рабочего класса и крестьянства за социализм.

Незадолго до смерти Чернышевский в одном из своих писем заявил: «Я хорошо служил своей родине и имею право на признательность её». В нашей стране имя Николая Гавриловича Чернышевского дорого сердцу каждого советского человека. И высшая форма этой признательности, о которой он говорил, заключается в наши дни в том, что народ в жестокой борьбе с гитлеровской Германией отстоял величие и свободу Родины, ради счастья которой трудился и отдал свою славную жизнь Николай Гаврилович Чернышевский.