Инициатива большого хозяйственного значения

На-днях в «Правде» была напечатана корреспонденция «Не возить издалека то, что можно изготовить на месте». Речь шла о новом в кооперировании нашей промышленности. Многие детали для автомобиля, присылавшиеся прежде на московский автозавод имени Сталина из других городов, теперь начинают вырабатываться в самой Москве или близ Москвы.

Автомобиль, как и многие другие современные машины, есть продукт кооперирования различных отраслей промышленности: металлургической, металлообрабатывающей, электротехнической, резиновой, кожевенной, текстильной, лакокрасочной. В создании московского автомобиля принимают участие более 210 разнородных предприятий. Многие из них расположены в большом отдалении от автозавода. Еще в мирное время стояла задача более правильной организации кооперирования, приближения смежников, во избежание дальних перевозок и всяких случайностей в снабжении. Тем более важно делать это сейчас, в условиях войны, когда транспорт должен быть в максимальной степени использован для воинских перевозок, когда случайностей в снабжении может быть гораздо больше, чем в мирное время. Московские автостроители совершенно правильно поступают, организуя у себя производство таких деталей, которые раньше доставлялись издалека. На-днях в печати сообщалось о другом факте. представляющем не меньший интерес. Один из цехов донецкого завода работал до войны на дальнепривозном и к тому же очень дорогом сырье. Война затруднила подвоз этого сырья, и выпуск крайне важной продукции сократился. Тогда начальник цеха вместе с группой инженеров разработал технологию производства этой продукции из полуотходов соседнего цеха. Командиры производства изыскали новый источник сырья. Это позволило не только продолжать выпуск чрезвычайно важной продукции, но и увеличить ее производство в полтора раза при значительном снижении себестоимости.

Инициатива работников московского автозавода и донецкого завода имеет в условиях войны огромное хозяйственное значение. Работники этих предприятий проявили подлинно большевистский государственный подход к делу, использовав местные возможности для расширения производства. В этом сейчас гвоздь. Война требует от всех хозяйственных руководителей, чтобы они устраняли случайности в снабжении своих предприятий сырьем, материалами, инструментом и ориентировались в наибольшей степени на местные источники сырья.

Война рождает большую хозяйственную и техническую инициативу у советских людей, стремящихся всемерно расширить производство, чтобы обеспечить Красную Армию всем необходимым для победы над врагом. Многие предприятия, выпускавшие в мирное время продукцию, шедшую на удовлетворение возросших культурно-бытовых потребностей населения, сейчас могут и должны быть быстро перестроены на военное производство, ибо нет сейчас задачи более важной и более животрепещущей, чем снабжение фронта. При этом такие предприятия должны в короткий срок приспосабливать свое оборудование и находить источники сырья, соответствующие новым зака- зам—заказам фронта.

Война изменила обстановку, она создала новые условия хозяйственной работы. Нельзя не считаться с тем, что транспорт должен выделять для обслуживания фронта большой подвижной состав - паровозы и вагоны. Нельзя не считаться с тем, что перевозка материалов в прифронтовые районы и из этих районов затруднена. Поэтому нельзя больше мириться со старыми планами кооперирования, составленными в мирное время и опиравшимися на условия мирного строительства. Война требует поправок к старым планам, она обязывает максимально развивать кооперирования внутри экономических районов.

В связи с тем, что ряд районов нашей страны временно захвачен врагом, мы обязаны в большей степени, чем прежде, использовать гигантские сырьевые ресурсы других районов обширного Советского Союза.

Прежде Магнитогорский металлургический завод снабжался южных марганцем; уральские марганцевые месторождения в мирное время использовались крайне слабо. Теперь магнитогорцы почти вдвое увеличили потребление уральской марганцевой руды. Использование местных сырьевых источников должно быть организовано повсюду. Недопустимо за многие сотни километров перевозить уголь из Донбасса, из Кузбасса, из Караганды в те районы, где есть свой уголь, где есть торф, где есть дрова. В мирное время часть хозяйственников допускала нелепости, добиваясь перевозок за многие сотни километров таких строительных материалов, как камень, глина, пренебрегая местными строительными материалами. В мирное время всем известны были и такие факты, когда из Вологодской области в Новосибирскую завозились лыжи, из Ленинградской области в Свердловскую — метлы, из Одессы в Тулу—примусные иголки. Мы боролись с такими явлениями в мирное время, тем более нетерпимы они в дни войны.

Не возить издалека то, что можно изготовить на месте! Всячески использовать местные источники сырья! Под таким знаком должна вестись сейчас наша хозяйственная работа. Настроениям иждивенчества, расчетам на то, что государство все даст готовеньким, не может быть места среди наших хозяйственных руководителей. Давать государству, фронту, стране больше и больше про- дукции путем использования всех наличных возможностей! — вот над чем должен работать каждый хозяйственник.

Большую роль в правильном кооперировании промышленных предприятий в условиях войны, в изыскании местных ресурсов и источников сырья могут и должны сыграть партийные организации. После ХVIII Всесоюзной партийной конференции некоторые партийные организации, и в первую очередь Московская и Ленинградская, стремясь обеспечить равномерную работу предприятий по графику, многое сделали для того, чтобы упорядочить кооперирование. В частности, они вместе с наркоматами добились такого размещения многих заказов, какое освобождало предприятия от дальних перевозок. Горьковский обком партии в свое время выявил большие возможности кооперирования предприятий внутри города и области. Теперь партийные организации, повседневно занимаясь вопросами промышленности, глубоко вникая в дела предприятий, должны с особенной энергией добиваться правильного кооперирования. Хозяйственные связи между отдельными отраслями промышленности, между смежными предприятиями не только не должны ослабевать во время войны, а, наоборот, должны всемерно крепнуть, обеспечивая неуклонный рост промышленного производства, систематическое увеличение выпуска продукции.

Ценная инициатива московских автозаводцев и работников донецкого завода по упорядочению кооперирования и использованию новых источников сырья заслуживает всемерного подражания. Гигантские резервы, заложенные в могущественной индустрии Советского Союза и во всем народном хозяйстве нашей страны, должны быть полностью подчинены интересам фронта, делу победы над врагом!

(Передовая «Правды» за 27 сентября).