ИСКУССТВО

Литературный вечер Антона Шварца

«Мертвые души» Гоголя! И в памяти возникает исключительная по яркости картина, нарисованная великой кистью гениального сатирика. «Мертвые души» — это то страшное, от чего навсегда избавлена наша советская родина, это то, что хочет навязать нам злобный в своей дикости враг, стремящийся низвести нашу страну на положение рабской и насадить старые порядки, возврата к которым но может быть.

Большая задача — в извлечениях, в композиции не только дать слушателю представление о замечательной гоголевской «поэме», но и окунуть его целиком в ее атмосферу, столкнуть лицом к лицу с ее действующими лицами, дать почувствовать всю ее целиком. Работа Антона Шварца — прекрасная, глубокая, острая и впечатляющая. Сочными красками передает чтец гоголевские картины. Богатейшие голосовые данные его, замечательное владение интонацией позволяют ему изображать самых разнообразных людей, самые сложные «массовые сцены», выражаясь театральным языком. Все четыре части композиции («Херсонский помещик», «Бал», «Взбунтовавшийся город» и «Казенный экипаж») пронизаны одним общим тоном исполнения —острой сатиричностью. Именно эта черта гоголевского творчества особенно подчеркивается Шварцем. И это делает его работу яркой, запоминающейся, злой. Не жалость, а отвращение, не легкий смешок, а издевку над героями города Н. вызывает мастерское чтение.

Обычно, в других своих программах, сдержанный в жесте, Шварц здесь гораздо больше пользуется им, пользуется не столько актерски, сколько ораторски. Одним из великолепных качеств Шварца является большое чувство меры, чувство такта, которому он здесь в отдельных случаях чуть изменяет, нажимая в чтении на некоторых «выигрышных» местах, в чем едва ли есть необходимость. Сила воздействия художника на слушателя очень велика, он умеет держать в напряжении аудиторию, заставлять соглашаться со всем тем, что говорит он своим исполнением об образах, давно, с детства, известных слушателю.

В лице Шварца гоголевское творчество имеет замечательного исполнителя.

С. ГИНЦ.