Трактористка Горайшина
— Э-э-й!—разнеслось по широкому снежному полю.
— Смену, смену давай!
Сначала того, кто кликал бригадира, не было видно, но вот из-за горки показался трактор. Но останавливая машины, тракторист Пури Наз-миев вызывал смену.
Бригадир тов. Балдиев выглянул в окно, затем перевел взгляд на отдыхавших трактористов. Многие из них лишь час-два тому назад сдали смену и теперь удобно развалились возле почки.
— Никак, Нури зовет? — открыв большие глаза, сказала девушка Янабай Горайшина.
— Утомился, поди. И к военным занятиям ему надо готовиться.
— Да, вторую смену с трактора не сходит, а заменить некем. Все люди на молотьбе заняты.
Янабай поправила сбившиеся на лоб волосы, молча поднялась с койки и шагнула к двери.
— Куда ты? — загородил дорогу бригадир.
— На смету. Я водь немного отдохнула и могу сменить Нури.
Бригадир начал уговаривать Янабай. Ведь она только два часа назад сдала трактор после беспрерывной двухсменной работы.
Напрасно! Девушка решительно направилась в поле, где чернел трактор. Холодный ветер освежающе дунул в лицо. Мелкие снежинки коснулись шеки.
— Слезай, Нури, иди отдыхать!
— приветствовала своего товарища Янабай.
Зная характер девушки, Нури не стал спорить.
Пласты жирного чернозема ровными рядами ложились на белеющий снег. Янабай не чувствовала усталости, уверенно и быстро вела ма шину. Прошел час, второй, пятый, а мотор продолжал ритмично гудеть.
...Третья смена кончилась. Всего два часа в перерыв отдохнула Янабай. С чувством полного удовлетворения уходила она от машины. И на прощание крикнула сменившей ее подруге Янок:
— Устанешь, позови, и четвертую отработаю.
Бригадир тепло встретил Горайшину.
— Знаешь сколько вспахала?
— Спросил он. И указал рукой на доску.
Возле будки висела косная лоска с показателями соревнования. Против фамилии Янабай, начиная с 4 октября стояли цифры: 6, 7, 8. Последняя цифра была выведена жирным мелом 9 га».
— Девушка, а любому мужчине-трактористу пять очков вперед даешь, — засмеялись присутствующие.
Вечерняя мгла окутала поле. На снегу появились блики тракторных фонарей. Бригадир сидел за столом, готовил сводку правлению колхоза «Горд-армия».
«На 14 октября, — писал он, — вспахано 246 га зяби при плане 230.
— За 13 октября трактористка Янабай Горайшина вспахала 9 га вместо 4 га по норме, Нурп Назмиев — 8,75 га. Качество работы — хорошее».
Но сводка осталась недописанной. Скрипнула дверь и в будку вошел председатель колхоза Задияров.
— Проверял пахоту под сахарную свеклу. Глубина 26 сантиметров. Плуги не сломаете? Подмерзло, ведь
Бригадир поставил стул гостю и ответил:
— Да, кое-кто из колхозников, когда грязь была, говорили: мы горючее перерасходуем, а вот Янабай 140 килограммов сэкономила и работает на 3-й скорости По две нормы вырабатывает за смену и плуги целые.
Разговор затянулся. Председатель рассказывал о боевых эпизодах на фронте, о севе следующего года, о новой культуре, которую собираются, сеять колхозники.
С огромным интересом слушали рассказ трактористы. Каждый понимал какую ответственную работу выполнял он. Водь шла речь о будущем урожае, о помощи Красной Армии. А в этом году с площади, где была зябь, колхоз снял по 120 пудов зерна с гектара — на 20—30 пудов больше, чем на весновспашке.
— Вот, и у вас ость свои эпизоды на трудовом фронте, — сказал председатель.
Янабай не дослушав рассказа, ушла отдыхать. Всего 4 месяца она работает на тракторе, и сама но знает откуда появилась такая сила и ловкость. В школе она увлекалась автомобилем, а полюбила гудящий мотор тракторе.
Когда пробил грозный час отечественной войны, Янабай первой пришла в Больше-Гондыревскую МТС и заявила о желании стать трактористкой. За две недели девушка ужо хорошо узнала мотор, научилась управлять машиной На первых порах были и недочеты. То откажется работать магнето, то перегорят свечи Но бригадир и трактористы всегда приходили па помощь, учили как нужно ухаживать за трактором, как устранить дефекты в моторе. Через месяц Янабай стала квалифицированной трактористкой, завоевала первое место в бригаде Балдиева.
Ф. БУТЧЕНКО.