РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ МТС

За годы советской власти наше сельское хозяйство стало самым крупным, механизированным хозяйством в милое. Сеть машинно-тракторных станций. насыщенных сложными механизмами — тракторами, комбайнами и другими машинами,— покрыла необъятные поля нашей страны, превратив сельскохозяйственный труд в разновидность индустриального труда. К обслуживанию сложных механизмов пришли люди, впервые увидевшие работу машин. Но твердость воли, желание оседлать технику и выжать из нее все, что она. может дать, принесли огромные результаты.

За короткий срок наши люди сумели овладеть работой сложных механизмов и показали образцы высокой производительности, оставляя позади все нормы сезонной выработки тракторов и комбайнов западных стран.

В дни великой отечественной войны рационализаторская и изобретательская мысль нашего народа направлена на то, чтобы оказать возможно большую помощь фронту, создать материальные запасы страны. мобилизовать все внутренние ресурсы.

Наши МТС располагают, например, большими резервами ранее выбракованных деталей, которые при незначительном ремонте, силами самих МТС могут быть использованы для дальнейшей работы. И сюда приковано с первых дней войны внимание рационализаторов МТС.

Так, старший механик Карагайской МТС, инженер т. Талянский, работая над. использованием ранее выбракованных деталей, уже добился значительных успехов.

Для использования выбракованных клапанов он втачивает в крышку блока чугунные гнезда-кольца с уменьшенном во внутреннем диаметре до 44 миллиметров и подгоняет клапаны по клапанному гнезду обычным способом. Мощность мотора при уменьшенном диаметре клапанов не снижается. Кроме этого он использует выбракованные клапаны ЧТЗ к трактору СТЗ—HATИ, клапаны СТЗ к «универсалу». клапаны трактора «универсал» к автомашинам и комбайнам. Так разрешен самый тяжелый вопрос, который мог бы задержать ремонт тракторов в этом году.

Для использования износившихся втулок верхней головки шатуна топ. Талянский осаживает втулку по ширине в специально выточенной матрице. За счет уменьшения ширины втулки уменьшается ее внутренний диаметр и втулка снова становится годной к работе.

В Карагайской МТС не выбрасываются и изношенные поршни. Как известно, одни поршни имеют нормальный диаметр, другие увеличенный. Все поршни, увеличенные в диаметре, в Карагайской МТС используют для дальнейшей работы. Поршни первого ремонтного размера подгоняются к нормальным гильзам, поршни второго ремонтного размера подгоняются по гильзам. расточенным на один миллиметр. Для использования поршней, которые имеют разработанные гнезда под палец, ставятся пальцы увеличенного диаметра.

Пальцы увеличенного диаметра не всегда бывают в продаже В таком случае можно использовать метод раздутия пальцев. Протяжкой конусного пуансона через внутренний диаметр пальца, нагретого до темно-красного каления, диаметр пальца увеличивается до одного миллиметра. Увеличенный в диаметре палец шлифуется по обычному способу.

Используя все эти способы можно заново восстановить мотор из деталей. бывших в употреблении.

Хорошо освоил реставрацию подшипников слесарь Пермско-Березов-ской МТС тов. Кирьянов, используя для этого разность диаметров шариков. разность износа обойм. Он рассыпает несколько подшипников, выбирает шарики одинакового диаметра и ставит их в один подшипник. Перебирая таким образом подшипник, тов. Кирьянов восстанавливает до 75 процентов всех ранее выбракованных подшипников.

Ашапская МТС ощущала острую нужду в распределительных барабанчиках к магнето. В поло из-за отсутствия этой детали стояло несколько тракторов. Слесарь МТС тов. Спирин сделал алюминиевую форму и отлил в ней новый распределительный барабанчик из старых патефонных пластин и аккумуляторных банок. Выход найден, все тракторы пущены в работу. Изготовление барабанчиков по способу, предложенному тов. Спириным, поможет МТС нашей области восстановить не одну сотню магнето.

Заслуживает большого внимания предложение слесаря Санниковской МТС тов. Смирнова об усовершенствовании карбюратора трактора СТЗ. Первые результаты испытаний, проведенные им в Частинской МТС. показали, что расход горючего при той же мощности мотора может быть снижен до 280 граммов на одну лошадиную силу в час вместо 325 граммов у существующих карбюраторов.

О сущности предложения т. Смирнова «Звезда» уже писала, но так как в корреспонденции были допущены неточности, я позволю себе несколько повториться. Главное, чего добивается тов. Смирнов — это чтобы улучшить смесеобразование. Путь этот совершенно правильный. За счет улучшения смесеобразования тов. Смирнову удалось, например, уменьшить сечения, подводящих топливо каналов, что позволяет сократить расход горючего. Практически он делает это так: выходные отверстия 8-гранного распылителя резенкует 2-миллиметровым сверлом, заточенным под 30 градусов. За счет увеличения диаметра внутренней трубки до 4,38 миллиметра он уменьшил проходное сечение между наружной и внутренней трубкой распылителя.

Кроме этого, вместо одного 2,5-миллиметрового отверстия в трубке поплавковой каморы сделаны 2 отверстия по одному миллиметру, расположенные с разных сторон, и одно отверстие выше другого на 0,5 миллиметра. Это позволяет дать наиболее тонкую регулировку колпаком в подаче топлива к распылителю. Однако, начатое дело тов. Смирновым еще нельзя считать законченным. Ему следует добиться устойчивой и длительной работы мотора при этих результатах.

Смелая рационализаторская мысль и всесторонняя ее поддержка позволили нашим МТС дать стране огромную экономию средств. Примером может служить установка 8-гранных распылителей на тракторах СТЗ—ХТЗ и пленкораспылителей на всех тракторах.

В период текущего осенне-зимнего ремонт все тракторы СТЗ—ХТЗ должны быть оборудованы 8-гранными распылителями и на всех тракторах следует установить пленкораспылители.

Примеру тг. Талянского, Кирьянова. Спирина должны следовать все механики и трактористы нашей области. Директорам МТС необходимо сорганизовать технический коллектив для разрешения насущных вопросов ремонта. Смелое внедрять предложения в производство, организовать широкий обмен опытом — долг каждого руководителя МТС и МТМ.

Г. ДАЖИН — главный инженер облзо.