ГЕРОИ ТРУДОВОГО ФРОНТА
Машинист Симонов
Локомотив вел на станцию Шаля состав с важным грузом. Учитывая, что время военное и каждая минута должна быть на строгом учете, паровозная бригада вернулась в Кунгур так быстро, что здесь ее не ждали и не успели даже вызвать сменную бригаду.
- Что так быстро доставили груз, вы - молодцы, - сказал заместитель начальника депо тов. Немятов.- Но как быть дальше? Сменной бригады нет, а простой паровоза недопустим. Состав через десять минут надо отправлять на станцию Пермь.
В таком случае поедем напроход, - ответил старший машинист Иван Софронович Симонов.
Через 10 минут дежурный по станции вручил ему жезл. Тишину хмурого сентябрьского дня нарушил протяжный свисток. Почти незаметно, плавно взял паровоз длинный тяжелый состав и решительно стал набирать скорость.
- Из второго рейса бригада вернулась так же быстро. И опять не ждали её так скоро, опять не было смены. Во избежание простоя Симонов со своей бригадой повел состав в третий рейс.
Тридцать часов бессменно, без устали дежурили паровозники на своей машине. Они провели три состава важных грузов. Больше шестисот километров пробежал их паровоз. Все это время реверсом и регулятором управляла рука Ивана Софроновича Симонова.
Трудно поверить, что этому человеку 62 года. Побелела голова, лицо изрезали морщины, но глаза не утратили юношеской остроты и живости и весь он полон кипучей энергии.
Обычно на пробег от Кунгура до Шали дается три с половиной часа, а Симонов, как правило, прибывает туда через два часа. Никто из кунгурских машинистов быстрей его не экипирует паровоз. За тридцать минут, вместо одного часа тридцати минут по норме, бригада Ивана Софроновича успевает набрать воды, угля, песку, запастись смазкой и прокачать топку.В течение 47 долгих лет, проведенных на паровозах, Симонов не имел ни одной аварии. Более полутора миллионов километров наездил этот машинист, не имея брака и нарушений правил технической эксплоатации. Вот почему Иван Софронович пользуется среди кунгурских железнодорожников большим почетом и уважением. Вот почему его грудь украшает орден Ленина.
А сколько машинистов воспитал Симонов за свою жизнь!
Кто не знает в Кунгуре отличного машиниста Константина Рыбина. Работал он всегда без брака и каждый год получал наркомовскую премию. Учил его Симонов. Сейчас Рыбин в армии. Машинисты кунгурского депо, Федор Русских, Николай Кузнецов и Александр Жданов - тоже ученики Ивана Софроновича. Много их и на других дорогах.
В Кунгуре не встретить машиниста, который не получал бы совета от тов. Симонова или с которым он не делился бы своим опытом.
- Иван Софронович, - попросил его как-то машинист Перетягин, - помоги, пожалуйста, инжектор Натана никак не продувает в тендер, хотя воду качает хорошо.
- Осмотри-ка внимательно водозапорный клапан, - посоветовал тов. Симонов.
Так и было. Клапан разъединился и закупорил отверстие для пара. Обнаружив повреждение, быстро исправил его.
Машинист Михаил Тепляков пожаловался на подозрительный шум в передней топке и плохое парообразование.
- Последнее это дело, когда есть парение в передней топке, - ответил Иван Софронович, и помог Теплякову своими указаниями.
Бывает часто и так. Услышит тов. Симонов о непорядках у машинистов, и сам идет к ним на паровозы. С машинистом Гачеговым, у которого бывали разрывы и выводки, он однажды совершил целый рейс. Всю дорогу наблюдал, как Гачегов управляет машиной, а затем дал несколько важных советов и рассказал, для чего надо изучать профиль пути, как регулировать пар, где и как тормозить. Много раз Гачегов благодарил его за этот урок.
Хорошую школу проходят те машинисты, которые попадают напарниками на паровоз тов. Симонова.
Взять, хотя бы, Сизикова. Шесть лет он управлял локомотивом, но хорошей славы за ним не водилось. За год же работы с Симоновым он совершенно изменился.
Порвал однажды Сизиков состав.
- Вина твоя,- заявил ему Симонов. - даром ничего не дается. И без брака можно ездить и приличную скорость давать, и тяжеловесные составы можно водить. Надо только старание приложить. Учти, Михаил Федорович, не пристало мне работать с неисправным напарником.
Слова старого машиниста крепко запали в душу Сизикова. Разрыв состава был его последним браком.
Симонова не раз хотели перевести на более легкую работу, советовали уйти на пенсию «Хочешь, мы тебя теплотехником назначим? - говорил начальник депо т. Лысков. - Все-таки, там легче и спокойней. Тяжело в твоем возрасте на паровозе».
- Уволь, Александр Гаврилович, — отвечал Симонов — Я день-два на паровозе не побуду и то тоска берет, а тут совсем уйти. Ни за что! Пока силы в руках и ногах есть, с паровозом не расстанусь.
Ничего не хочет слушать Иван Софронович и о пенсии:
- Теперь о пенсии даже речи не может быть,- говорит он. - У меня сейчас одна забота, чтобы мой паровоз постоянно был на линии и работал‚ лучше, чем в мирное время.
И действительно, его локомотив работает замечательно. От промывки до промывки он не заходит в депо. Сказываются тут ловкость, умение управлять машиной и уход за ней. Иван Софронович любовно ходит за паровозом, бережет каждый винтик.
Год уже ездит он на одном локомотиве. За все это время он не записал ни одного пункта межпромывочного ремонта. Буквально все, за исключением поршней и золотников, паровозники ремонтируют сами.
... Аккуратный, прибранный, чистенький стоит на пути его локомотив. Он только-что вышел из промывки и отправляется в первый рейс на Шалю. Машину ведет Сизиков Но Иван Софронович тоже здесь.
Они вместе, своими силами, утепляли и готовили паровоз к зимней работе. Старший машинист сам наблюдал за всем. И все же не утерпел, пришел еще раз проверить, как выглядит его машина после последних приготовлений к зиме.
М. КРУГЛОВА
Ст. Кунгур.