ТЕМПЫ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ

Никто лучше военного человека не знает, как дорого время на много войне. Но выигрыш во времени дает преимущество не только на поле боя. В те годы, когда страна наша была еще технически отсталой, товарищ Сталин говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет». И советский народ ускорил бег времени. Когда прогремели рекорды строителей и монтажников в Сталинграде и Харькове, на Магнитке и в Кузнецке, в Челябинске и Горьком — это было ответом народа на зов вождя. В стране самым популярным стало слово «темпы». И темпами своего роста мы изумляли мир.

Сейчас темпы вашего мирного строительства должны быть помножены на военный коэффициент. Это и будут нужные темпы военного времени. Скоростное проектирование и конструирование, скоростные плавки, скоростная обработка и сборка деталей. Война требует перевода на скоростные методы всех отраслей промышленности, а не только тех, которые непосредственно вырабатывают вооружение и снаряжение для Красной Армии и Флота. Скорей и, стало быть, больше добывать нефти, угля, руды, быстрей выплавлять металл и двигать поезда, быстрей изготовлять машины и убирать хлеб, быстрее производить вооружение и шить одежду для наших воинов. Словом, всю обширную и многообразную хозяйственную нашу систему надо рычагом войны перевести на повышенную скорость. И при всем том требования к качеству ни на иоту не снижаются. Наоборот, качество предметов, приготовленных для фронта, для армии, должно быть самым высоким, безукоризненным, отличным. Все—от самолета до патрона—требует тщательности, точности и аккуратности, на какие способны руки советских людей. В эти предметы советский рабочий как бы вкладывает всю свою любовь к Родине, свою неистовую ненависти к врагу.

Эти чувства владеют советскими патриотами. В дни отечественной войны рабочие, инженеры, ученые показывают, на какое высокое творческое напряжение способны советские люди. На фабриках, заводах, в лабораториях рождаются новые, невиданные темпы работы, подлинные военные темпы. В дни, часы делается то, на что обычно требовались недели и даже месяцы.

Сталевар мартеновского цеха Уралвагонзавода тов. Крюков говорит:

— Я — сталевар и считаю своим долгом для нашей победы, для погибели злодейских гитлеровских. полчищ варить сталь только темпами военного времени.

Благодаря скоростным методам сталеварения тов. Крюков дает намного больше стали, чем предусмотрено планом, и при этом экономит топливо.

Магнитогорские сталевары-скоростники тт. Котов, Поздняков, Колодяжный в августе на каждой плавке металла экономили 1 час 5 минут, а сталевар Дригун недавно сварил плавку за 8 часов вместо 10 часов по норме. Эти часы и минуты в сумме дают сотни и тысячи тонн сверхпланового металла, каждый килограмм которого приближает победу над врагом.

Скоростные методы и в плавке стали, и в добыче угля, и в производстве машин и во всяком ином деле являются результатом настойчивых творческих исканий, сочетания технической мысли с практической сметкой, результатом лучшего использования техники. Все это, помноженное на горячий патриотизм советских людей, рождает военные скорости. Именно так рассуждал стахановец одного Севастопольского завода тов. Петров, когда ему предстояло произвести деление на азимутальных кругах. На эту работу было отведено 26 часов, что вполне достаточно при пользовании делительным станком. Но патриоту Петрову эти сроки показались слишком долгими. Родина требует больше продукции—значит нужно работать быстрее. И он изготовил приспособление, которое позволило выполнить работу в полтора часа.

Что такое лунинское движение, ставшее достоянием передовых железнодорожников, как не стремление беречь время, увеличить провозоспособность наших дорог? И разве в этом отношении уже все сделано, разве уже исчерпаны все резервы для убыстрения работы транспорта?

Скоростные методы затрагивают не одну только сферу непосредственно технологического процесса. Возможности убыстрения работы в огромной степени зависят и от конструктора, и от проектировщика, и от директора завода, и от главка, и от наркомата. Резервы времени, если так можно выразиться, здесь огромные. На московском заводе «Серп и молот» освоение новых профилей в прокатном производстве обычно продолжалось 9—10 месяцев. А сейчас выпуск новой продукции осваивается в две-три недели. Каким образом? Борьбой за минуты и секунды, перестройкой планирования производства, ликвидацией разрыва между операциями.

Насколько буквально на каждом предприятии велики возможности ускорить темпы работы, свидетельствует пример одного машиностроительного завода. Поздно вечером этот завод получил срочное задание—освоить выпуск одного изделия. На заводе отступили от обычных методов работы и взялись за дело действительно по-военному — немедленно, ночью. Утром уже можно было приступить к чертежно-конструкторским работам, которые были завершены в течение одного дня. Эскизы, минуя планово-производственный отдел, отдел главного техника и т. д. пошли прямо в цехи. Вместо обычного бумажного решения вопросы согласовывались на месте, в цехах. Технологи, конструкторы, мастера были тут на месте. И новая деталь была освоена в несколько раз быстрее, чем обычно. Это, собственно, означает, что для ее освоения вообще не нужно больше времени, а прежняя растянутость сроков объясняется ни чем иным, как пресловутой «раскачкой» да недостаточно четкой организацией дела, излишней писаниной.

Каждый командир производства должен понять, какое огромное значение имеет фактор времени в условиях нынешней войны советского народа с вооруженным до зубов гитлеровским зверьем. Понять и перестроить всю свою работу на военный лад, который прежде всего требует, быстроты, четкости, исполнительности.

Один из приказов наркома станкостроения по вине начальника Главстанкопрома тов. Вяткина был разослан с опозданием на три дня. Другой приказ по вине производственно-распределительного отдела был задержан на два дня. Значит на три дня и на два дня позже какие-то предприятия получили оборудование, инструменты. Задержка исполнения, а стало быть, потеря драгоценного времени в этом наркомате—не редкое явление. Следовательно, надо не только издавать приказы, но и следить за их исполнением. Проверке исполнения партия и правительство придавали огромное значение и в мирное время. Во сколько же раз возрастает ответственность за своевременное исполнение во время войны!

Нет положительно ни одной стороны в нашей жизни—касается ли это промышленного или сельскохозяйственного производства, работы учреждений, научных организаций, подготовки кадров рабочих и специалистов и даже культурных мероприятий,—где бы вопрос о военных темпах не стоял как один из актуальнейших вопросов. Научиться ценить и беречь время, работать в два-три раза быстрее, считать на часы и минуты—значит в каждый час и минуту давать больше угля и металла, больше пушек и снарядов, больше танков и самолетов, больше продовольствия и одежды для фронта. Это значит приближать победу над врагом.

(Передовая «Правды за 19 сентября).