"ЧАРОДЕЙКА"

Премьера Ленинградского Академического ордена Ленина театра оперы и балета имени С. М. Кирова

Поистине необычайна судьба этой изумительной оперы, одной из лучших у великого чародея русской оперной сцены — Чайковского. Как бы наперекор всем ее высоким художественным достоинствам она нет шла на сцене после первых постановок свыше сорока лет. Предполагаемых причин много, но установить подлинную невозможно. Во всяком случае сам Чайковский был глубоко уверен, что это лучшая его опера и что рано или поздно она прочно войдет в репертуар оперных театров. Продолжательница «Евгения Онегина» и предвестница гениальной «Пиковой дамы», она вся состоит из ряда великолепных глыб чудесного творчества самого близкого нашему сердцу композитора. Вся теплота его нежной лирики, вся глубина его потрясающего драматизма, все, что заставляет нас трепетать в «Лебедином озере», в «Пиковой даме», в «Франческе», в трех последних его симфониях — все высокие качества его музыки наполняют «Чародейку». Песенное богатство музыки и щедрая мелодическая насыщенность (оркестровая интродукция, ариозо кумы, ария Юрия, его дуэт с Настасьей, песня девушек, хоры первого действия и похоронный в финале) — превосходно обрамлены совершенной оркестровой формой, стройной и драматически цельной. Вершины своей достигает музыка в четвертом акте, вырастая в прекрасную симфоническую картину огромной силы и воздействия.

Первый вариант либретто оперы, написанный драматургом Шпажинским по его же пьесе, развивается динамично и увлекательно, волнуя зрителя горестным семейным конфликтом, целым рядом драматических эпизодов и трагическим финалом. В новом о либретто, написанном поэтом С. Городецким, устранен ряд языковых неудач, тяжелых оборотов и стихи приближены к музыке.

Постановщик спектакля, главный режиссер, орденоносец Л. В. Баратов создал спектакль яркий и колоритный, убедительно передающий все своеобразие пьесы, дух изображаемого времени и типы людей. Большая заслуга его в том, что он сумел вдохнуть в оперные партии живое человеческое дыхание, отойти от оперных штампов хорошо или плохо поющих на сцене людей и сделать их живыми, подлинно любящими, страстно ревнующими, ненавидящими. И живы у него не только основные герои, но и второстепенные персонажи. В большой степени это относится и к массовым сценам, в которых народ — чуткий участник событий и дел.

Трудная и сложная роль чародейки заключает в себе не только многообразие, но и прямые противоречия характера. Порой непостижимо, как эта хрупкая, женственная, поэтичная девушка, минутами напоминающая и пушкинскую Татьяну, и тургеневскую Лизу, и гетевскую Гретхен, вдруг оказывается содержательницей заезжего двора, принимает участие в пьяных гульбищах, единым словом властно управляет толпой. Артистка, орденоносец О. А. Кашеварова, обладающая красивым и свежим голосом, превосходной сценической внешностью, благодаря характеру своего нежного дарования, не всегда убедительна в ролях драматических. Зато все лирические сцены она проводит тепло и трогательно, захватывая искренностью и непосредственностью игры, задушевным вокальным исполнением. В ее исполнении много истинного обаяния и женственности.

Засл. артистка О. Ф. Мшанская создает выпуклую фигуру княгини, близкую к образу, представлявшемуся самому Чайковскому, образу, по определению композитора, «бешеной аристократки», ненавидящей, жестокой и вместе с тем страдающей женщины. Красивый голос артистки, ее манера пения органически связаны со всем ее сценическим поведением.

Заслуж. арт., орденоносец Г. Н. Орлов красочно и рельефно рисует характер самовластного князя-наместника, мечущегося в сетях охватившей его страсти. И голос его звучит приятно, и поет он хорошо. Но в местах драматических, требующих большого звука, особенно в напряженной финальной сцене, артисту несколько нехватает нужного материала.

Засл.артист, орденоносец Г. М. Нэллеп прост и правдив в роли княжича Юрия, голос его, наполненный и молодой, звучит везде ровно и красиво.

В небольшой, но содержательной и крепкой роли дьяка Мамырова очень хорош засл. арт., орденоносец Б. М. Фрейдков. Он не только прекрасно поет, показывая свой красивый голос, но великолепно проводит всю роль, особенно эффектную в монологе: «Меня — плясать заставить!..».

В центре спектакля стоит оркестровое исполнение. Нар. арт. СССР, орденоносец А. М. Пазовский, известный гор. Молотову по замечательному исполнению «Ивана Сусанина», в «Чародейке» вновь открывает все свои высокие достоинства. Придавая огромное значение предельной точности ритмов и ажурной истине мелодического рисунка, Пазовский добивается редких результатов. Тщательнейшая отделка деталей, тончайшая нюансировка каждого штриха, строжайшая дозировка звука — все это в целом дает тот чудесный ансамбль, который так покоряет в исполнении этого прекрасного дирижера. Вся глубина и мелодическая красота музыки Чайковского, ее напряженно-нервный ритм, постепенное драматическое нарастание переданы с огромной силой. Превосходный оркестровый коллектив театра, в котором за каждым пультом сидит законченный артист, чутко ощущает умелую и властную руку дирижера.

В большой степени это относится к хору под опытным управлением даровитого главн. хормейстера, засл. арт. орденоносца В. П. Степанова, безукоризненно исполняющего все номера оперы и, особенно, в финале.

Велика заслуга театра, извлекшего из архива это забытое, но замечательное произведение великого гения русской музыки.

Сем. РОЗЕНФЕЛЬД.