На фронтах Отечественной войны. Флаг-штурман
...Эскадрилья скоростных бомбардировщиков подходила к пункту Б. На встречу ей поднялись фашистские истребители, эскадрилья сомкнутым строем прошла мимо них, даже не ответив на огонь. Впереди возникла огневая завеса. Десятки зениток воздвигли высокую стену заградительного огня.
Бомбардировщики поднялись выше, свернули в сторону, стена огня подвинулась за ними. Бомбардировщики опять взяли выше в сторону, стена огня опять придвинулась к ним. Внезапно вся эскадрилья ринулась обратно к тому месту, где ее впервые встретила завеса огня зениток. Это сделано было мгновенно. Фашистские артиллеристы не успели перенести огонь, как тяжелые бомбы начали покрывать цель: танковую колонну и скопление пехоты.
Флаг-штурман эскадрильи Кузьма Визинок быстрыми и точными движениями сбрасывал бомбы. Он смотрел вниз и видел, что клубы черного дыма, а потом сверкающие зигзаги огня прорываются к небу. И вдруг могучим пламенем вспыхивают бензоцистерны. Он видел: грузовик стремительно взлетел в воздух, развалившись на куски, упал танк. Другие бомбы падали на фашистскую пехоту...
Эскадрилья, отбомбив, легла на обратный курс, но дорогу ей опять перерезали «Мессершмитты». Сомкнутым строем уходили бомбардировщики, отгоняя истребителей длинными очередями. На другой день в район Б. пошли только два бомбардировщика в разведку.
Визинок сидел рядом с командиром эскадрильи Героем Советского Союза М. И. Мартыновым. На подступах к цели их атаковали четыре фашистских истребителя. Они кинулись на бомбардировщик издалека и с большой дистанции начали поливать из пулеметов. Кузьма Визинок не отвечал, он и не любит этот бессмысленный огонь на дальних дистанциях. В 400 метров Визинок дал короткую очередь. «Мессершмитт» как-то подсекся на лету, моторы задымили, он рухнул на землю.
Второй истребитель подошел к бомбардировщику справа, начал обманывать, после каждой очереди уходил в вираж. Визинок давал неторопливые короткие очереди. Истребитель опять пошел в вираж, Визинок поймал его в вираже длинной густой струей огня. Истребитель так и не вышел из виража, объятый пламенем он врезался в землю.Бомбардировщики вышли на цель, чтобы разведать и бомбить. Визинок бомбит и видит: остальные два истребителя подкрадываются к нему с хвоста. Он отбомбил и неожиданно очередью из пулемета подбил третий истребитель, когда тот зашел в хвост. Снизу доносился гул разрывов, бомбы ложились прямо в цель.
Мартынов показал Визинку глазами последний фашистский истребитель. Визинок ощупал рукой плечо и ногу—две мелких пулевых раны, кивнул головой. Истребитель подходил все ближе и тут произошло нечто такое, что в корне меняет представление о роли истребителей и бомбардировщиков. Скоростной советский бомбардировщик ринулся в атаку на фашистский истребитель. Мартынов и Визинок гоняли его больше ста километров. Перепуганный фашист удрал в свой глубокий тыл.
...На аэродроме приказали отправиться в госпиталь он точно выполнил приказ. В госпитале ему сделали перевязки, выдали халат, показали койку... Через 6 часов Визинок появился на аэродроме и доложил командиру: 4 40‘
- Флаг-штурман старший лейтенант Визинок приказание Ваше выполнил...
Он опять пошел с Мартыновым разводку по глубоким фашистским тылам. Пошли длинным круговым путем. Визинок долго разрабатывал маршрут этой трассы. Он понимал что не всегда нужно идти напролом, храбрость нужно соединить с хитростью, смекалкой. Они вышли» район Л. с такой стороны, откупа фашисты не могли их ждать
Самолет шел низко. У бомбардировщика с 800, 1000 метров видны опознавательные знаки на крыльях— красные звезды. По шоссе движется большая колонна—танки, танкетки артиллерия, грузовики с боеприпасами, бензоцистерны, ремонтные мастерские, штабные автобусы. Позади в некотором отдалении движется пехота на грузовиках. На каждом третьем танке или грузовике большое полотнище со знаком свастики Это—знаки для фашистской авиации' свои. мол.
Мартынов и Визинок переглянулись, они поняли друг друга. Мартынов снизил самолет еще больше, покачал крыльями, покачал наугад Снизу замахали руками и выстелили по кочковатому полю полотнища: садиться нельзя, площадок нет. Советские летчики расхохотались! Фашисты, воспитанные в коварстве и обмане, решили, что бомбардировщик свой, а звезды на нем—маскировка для жульнического налета на советские города. Летчики выбрали самое удобное место на стыке дороги и забросали фашистскую колонну бомбами. Они снизились, прошли над нею бреющим полетом, расстреливая фашистов изо-всех четырех пулеметов. Бомбы легли хорошо, в танки и бензоцистерны. Самолет кидало взрывами из стороны в сторону...
Мартынова и Визинка вызвал генерал-майор. В районе Н. фашисты ловко замаскировали несколько зенитных батарей. Лес прочесали—нет. Трудно, очень трудно найти. Генерал-майор посмотрел на Визинка и сказал:—Трудно, но надо...
Они нашли позицию фашистских зенитчиков, нашли там. где казалось не могло быть зениток,—в огородах. В глубоких ямах были замаскированы пушки. Два раза пролетал бомбардировщик над ними, внизу поля, сады, огромные на много километров огороды, бахчи. Визинок крикнул Мартынову в самое ухо:
— Наших обстреливали именно здесь, давай поищем.
Едва они снизились, зенитки начали стрелять. Бомбардировщик спикировал и сбросил бомбу. Вместе с кустами и ящиками, к небу взлетели орудия и люди. Пять раз пикировал бомбардировщик. Через 35 минут на огородах не. осталось ни одной зенитки, ни одного фашиста.
...Рядом с орденом Красного знамени на гимнастерке Кузьмы Визинка сверкнул орден Ленина. Михаил Иванович Калинин, пожимая руку Визинюку, пошутил:
Вам не миновать меня в третий раз!
— Служу Советскому Союзу, — просто ответил флаг-штурман Кузьма Визинок.
Ал. Хамадан